Черкехский историко-мемориальный музей  "Якутская политссылка"

 

  Черкехский историко - мемориальный музей «Якутская политическая ссылка» создан силами общественности Алексеевского района Якутской АССР по инициативе народного писателя, заслуженного деятеля искусств РСФСР и ЯАССР Д.К.Сивцева- Суоруна Омоллона.

   Решение о создании в с. Черкех  Алексеевского района ЯАССР музея политических ссыльных было принято 12 апреля 1977 г. на совместном заседании Бюро Алексеевского РК КПСС и райисполкома. Спустя всего лишь 6 с половиной месяца после принятия этого решения в результате умелой мобилизации общественной активности и благодаря высокому уровню сознательности и культуры тружеников района был открыт 2 ноября 1977г. Первый  директор музея - краевед Л.Н.Григорьева.

   Музей ставит своей целью показ жизни и деятельности участников революционного движения России, отбывавших царскую ссылку в 80-90-х гг. ХІХ в. В Якутской области, их благотворного влияния на все сферы материальной и духовной жизни якутов, имевшее решающее значение в счастливой судьбе якутского народа.

   На территории музея помимо мемориальных и воссозданных в копиях юрт представителей политической ссылки Э.К.Пекарского, В.М.Ионова, П.А.Алексеева, В.Г.Короленко и других нашли свое место уникальные памятники истории и архитектуры якутского народа ХІХ-ХХ вв.

   С 1979г. развивается как филиал Якутского государственного объединенного музея им. Ем. Ярославского.

   Профиль музея – историко-революционный, историко-бытовой, архитектурно-бытовой.

   Основной фонд- 5562 ед.хр.

   Общая площадь- 11.5 га.

  Мемориал якутской ссылки был создан силами общественности Алексеевского района ЯАССР (ныне Таттинский улус РС (Я)). Первоначально музей назывался «Якутская политическая ссылка XIX - начало XX вв.». Он состоит их 20-ти объектов – памятников деревянной архитектуры, в основном из перевезенных из разных уголков республики трудовыми коллективами района. Таким образом, таттинцами были спасены фактически обреченные на гибель строения, имеющие культурную, историческую и художественную ценность. Строительство музея, имело характер широкого общественного движения. Жители республики, в том числе многие видные деятели культуры, искусства и науки внесли свою лепту в виде денежных отчислений, предметов музейного значения, работы в музее на общественных началах. Директором–организатором выступила талантливый историк-энтузиаст Людмила Николаевна Григорьева (1943-1987). Благодаря активному участию общественности, все работы были завершены рекордно короткий срок – за шесть с половиной месяцев. Быстрое возведение такого большого комплекса Суорун Омоллоон объясняет тем, что в душе народа давно уже зрела идея создания музея. У него было много соратников, помощников, которые строили музейные объекты,  занимались комплектованием фондовых коллекций, дарили семейные реликвии, создавали выставки и экспозиции, организовывали людей. В их числе были Василий Прокопьевич Решетников и Егор Петрович Пестряков – первые секретари райкома партии, Владимира Егоровича Кузьмина – заведующего отделом пропаганды и агитации, Егор Спиридонович Шишигин – директор государственного музея им. Ем. Ярославского, Николай Иванович Попов – заведующий улусным отделом культуры, Хрисанф Иванович Кашкин, Семен Гаврилович Жирков, Степан Гаврилович Охлопков – директора совхозов, Николай Иванович, Иван Иванович Поповы – сыновья Ивана Васильевича Попова, Уваров Иннокентий Алексеевич, Егор Дмитриевич Андросов – краеведы, ветераны войны и труда, Николай Афанасьевич Ефремов – Табытал Уус, Эрнест Алексеевич Алексеев, Владимир Гаврильевич Калачев, Эльфидифор Егорович Жерготов – строители, народные мастера, Людмила Николаевна Григорьева – первая заведующая Черкехским музеем и многие другие, имена которых я не могу перечислить в виду того, что их множество и которым хочется сказать: большое спасибо за ваш благородный, бескорыстный труд во имя будущих поколений, во имя сохранения материальной и духовной культуры народов земли Олонхо.

            За идейную основу музея взят интереснейший феномен истории нашей республики – Якутская политическая ссылка.  Именно из-за ссылки на отдаленной северной окраине Российской Империи оказалось несколько поколений передовых и высокообразованных людей России, объединенных стремлением принести пользу обществу. Достаточно вспомнить великого писателя – гуманиста В.Г.Короленко, наиболее полно раскрывшего якутскую тему в русской литературе; первого крупного собирателя и пропагандиста якутского фольклора И.А.Худякова. Э.К.Пекарский посвятил 45 лет своей жизни созданию «Словаря якутского языка», который до сих пор является наиболее полным. В.Л.Серошевский – автор знаменитого фундаментального этнографического труда «Якуты». Выдающийся этнограф, фольклорист и лингвист В.М.Ионов учил в своей частной школе якутских детей. Для этого он составил букварь на якутском языке. В.Ф.Трощанский своим трудом «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов» положил начало научному исследованию якутского шаманства.[1]

            Помимо научной и просветительской деятельности, ссыльные оказывали населению юридическую и медицинскую помощь, знакомили с новыми способами ведения сельского хозяйства и, самое главное, непредвзято, на равных относились к «инородцам», способствуя росту их гражданского сознания.

            Д.К.Сивцевым и Л.Н.Григорьевой собран обширнейший материал о жизни и деятельности политссыльных в Якутии – от А.Н. Радищева до большевиков. Весь этот материал показан в экспозиции в историко-бытовом плане. Посетители имеют возможность не просто узнать о судьбах «государственных преступников», но и погрузиться в атмосферу жизни дореволюционной Якутии. В музее хранятся дома Э.К.Пекарского, В.Ф.Трощанского, М.Н.Андросовой – Ионовой, школа В.М.Ионова. По точным обмерам восстановлена юрта известного революционера Петра Алексеева. По рисунку В.Г.Короленко типологически воссоздан дом Захара Цыкунова – «объякутившегося» русского крестьянина, который поселил у себя великого гуманиста и побудил его написать рассказ «Сон Макара». Мемориальные дома ссыльных, их интерьер ярко показывают жизнь ссыльных в Якутии.

            Не меньшего внимания заслуживает и собранный в музее архитектурно–этнографический материал. Именно здесь впервые были представлены, как памятники культуры, якутская юрта–балаган и летнее жилище Саха – берестяная ураса. Совершенно уникальна перевезенная из Сыланского наслега Чурапчинского района и полностью восстановленная мельница – топчанка, приводимая в движение быком. Осадный амбар мегинского богача Марковича, построенный для защиты от набегов Василия Манчары, отражает влияние стиля архитектуры русских деревянных крепостей. Об оригинальности и разнообразии якутских строений свидетельствуют семиугольная летняя изба «бабаарына» и деревянная ураса «о восьми углах». С кузнечным делом якутов можно ознакомиться в юрте – кузнице, оснащенной всеми инструментами. Весь этот материал раскрывает жизнь края, в котором оказались ссыльные революционеры.

            Основной и самый большой объект – это Таттинская Николаевская церковь, построенная в 1912 году. Ко времени создания музея церковь находилась в полуразрушенном состоянии и была отреставрирована местными народными умельцами под руководством мастера – кузнеца Н.А.Ефремова – Табытала. По всей видимости, это первый в Якутии случай, когда церковная постройка была музеефицирована и взята под охрану государства.

            Как отмечает музеевед Васильев И.Э., «Черкехский музей политической ссылки продемонстрировал преимущественно комплексного, интегрированного подхода к историческому материалу, который в единстве с природой и архитектурно- художественной средой «зазвучал» здесь в полную силу, с удивительной ясностью представляя зрителю мирный и плодотворный диалог культур, являясь при этом памятником уважительного отношения якутян к истории своей родины»[2].

 



[1] Архив Черкехского историко – этнографического музея. Оп.7., д. 8

[2]  Васильев И.Э. Черкехский мемориальный музей «Якутская политическая ссылка XIX-начала XX вв.»//Наука и техника в Якутии. – 2003, № 1 (4) – С.15

 

        

 

Политические ссыльные в Таатте

Политические ссыльные в  Таатте

 

 

 

 

 

Пекарский Эдуард Карлович

(1858-1934)

 


Родился 25 октября 1858 года в Игуменском уезде Минской губернии в семье дворянина-поляка. С апреля по 24 декабря 1879 был аресто­ван в Москвеза принад­лежность к партии социалистов-революционеров и хранение нелегальной литературы. Суд приго­ворил его к 15 годам каторжных работ, но, при­нимая во внимание молодость и плохое здоровье подсудимого, каторжные работы заменили ссыл­кой в Якутскую область с лишением всех прав и состояния.

В Якутск прибыл 2 ноября 1881 года и был определен на поселение в 1-м Игидей­ском наслеге Ботурусского улуса. По приезде в наслег жил в маленькой юрте бедняка Григория Васильева в местности "Чаран''', приютившейся в таёжной глуши. На просьбу ссыльного поселить его самостоятельно и в более людном месте, на­слежный староста Григорий Оросин дал согласие и Пекарский был переселен в "сибирку" в аласе «Дьиэрэннээх»,Якут Мирон Шестаков свою 16-летнюю сестру Аннушку, которая батрачила у богача Егора Оро­сина, насильно отвез в юрту Пекарского, чтобы она помогала ему по хозяйству. Впоследствии Эдуард Пе­карский имел от неё сына Николая и дочь Сусанну.

  Э.К. Пекарский прожил в Якутской области 25 лет, т.е. до выезда в Петербург в 1905 году. Он всю свою жизнь до самой кончины (29 июня 1934 г.) всецело отдал научному изучению языка, фольклора, этнографии, материальной и духовной культуры якутского народа.

Э.К.Пекарский вошел в историю отечественной и мировой тюркологии прежде всего как создатель фундаментального «Словаря якутского языка». По предложению и при помощи В.В.Радлова приводил в своем словаре этимологические сравнения якутских слов со словами тюркских, монгольских, тунгусо-маньчжурских и других языков. За свои труды по составлению якутскогословаря был удостоен двух золотых медалей.

 

 

Николай Сергеевич Тютчев

(1856-1924)

 

Родился в дворянской семье в Москве. Детство и юность провел в Петербурге. Отец был генералом.

В 1878 г. поступил рабочим в Ленинградский патронный завод, организовал стачку на бумагопрядильной фабрике. Участник «Земли и Воли». Арестован в марте 1878 г. Полгода содержался в Петропавловской крепости и в августе выслан в Забайкалье. В мае 1881 г. бежал, но был задержан и выслан в Якутию на 5 лет.

Поселили во II Жексогонском наслеге Ботурусского улуса (Селляхский). Здесь он занимался земледелием и огородничеством, имел коня и корову. Обучал грамоте детей отдельных граждан.

Благодаря отцу получал газеты «Голос», «Новости», журналы «Отечественные записки» и «Русская мысль», а также различные книги. Его библиотекой пользовались ученики школы В.М. Ионова.

Отец также прислал сыну якутско-немецкий словарь О.Н. Бетлингка, на основе которого он пытался составить русско-якутский словарь. Но это ему не удалось. Весь свой материал он отдал Э.К.Пекарскому.

После окончания срока Тютчев прожил в Красноярске 3 года.

В 1899-1905 г.г. в Красноярске и Иркутске сотрудничал с социалистами-революционерами. После 1906 г. уехал заграницу, где занимался историей революционного движения в России.

Умер 31 января 1924 г. в Ленинграде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всеволод Михайлович Ионов

(1851-1922)

 

Родился в 1851 году в Астрахани в семье почтмейстера. В 1876 год был арестован, в июне 1877 года лишен всех прав и приговорён к 5 годам каторги за распространение нелегальной революционной литературы. В 1883 году по отбытии каторжных работ был отправлен на поселение в Якутскую область(Баягантайский улус). Жил в местности Сиимэнсайы­лыга, где занимался огородничеством и обучал якут­ских детей грамоте, до 1893 года. В 1893 году женил­ся на якутке Марии Николаевне Андросовой, став­шей его деятельной помощницей в изучении якут­ского языка и собирании материалов по этнографии и фольклору якутов. В том же году перевёлся на местожительство в Ботурусский улус 1-го Жехсо­гонского наслега. В 1897 году сперва в усадьбе богачаА.И.Слепцова (Улахан сайы­лык,а затем в местности Мэмэлдьин (в юрте пост­роенной Е.Д. Николаевым) открыл частную школу, где успешно обучал якутских детей по букварю, составленному им самим. В 1901 году переехал в Якутск и работал учителем частной школы И.К Эвер­стова (до 1910 г.), известной под названием "Ионов­ской". В 1910 году Ионову по состоянию здоровья было разрешено переселиться с семьей в Киев, а оттуда в том же году по приглаше­нию непременного секретаря Академии Наук в Санкт-­Петербург для работы в качестве учёного корректо­ра. В Санкт-Петербурге принимал участие в редак­тировании "Образцов народной литературы якутов", был избран членом-сотрудником ОЛЕАЭМ, членом-сотрудником отделения этнографии и действительнымсотрудником Якутского Российского географического общества, принимал участие в работе миссии по составлению этнографической карты России. В 1910-1911 годах работал над своим якутским букварём, который издан в дополненном виде А.С. Новгородовым и Н.Е. Афанасьевым.

Всеволод Михайлович Ионов

(1851-1922)

 

 

Родился в 1851 году в Астрахани в семье почтмейстера. В 1876 год был арестован, в июне 1877 года лишен всех прав и приговорён к 5 годам каторги за распространение нелегальной революционной литературы. В 1883 году по отбытии каторжных работ был отправлен на поселение в Якутскую область(Баягантайский улус). Жил в местности Сиимэнсайы­лыга, где занимался огородничеством и обучал якут­ских детей грамоте, до 1893 года. В 1893 году женил­ся на якутке Марии Николаевне Андросовой, став­шей его деятельной помощницей в изучении якут­ского языка и собирании материалов по этнографии и фольклору якутов. В том же году перевёлся на местожительство в Ботурусский улус 1-го Жехсо­гонского наслега. В 1897 году сперва в усадьбе богачаА.И.Слепцова (Улахан сайы­лык,а затем в местности Мэмэлдьин (в юрте пост­роенной Е.Д. Николаевым) открыл частную школу, где успешно обучал якутских детей по букварю, составленному им самим. В 1901 году переехал в Якутск и работал учителем частной школы И.К Эвер­стова (до 1910 г.), известной под названием "Ионов­ской". В 1910 году Ионову по состоянию здоровья было разрешено переселиться с семьей в Киев, а оттуда в том же году по приглаше­нию непременного секретаря Академии Наук в Санкт-­Петербург для работы в качестве учёного корректо­ра. В Санкт-Петербурге принимал участие в редак­тировании "Образцов народной литературы якутов", был избран членом-сотрудником ОЛЕАЭМ, членом-сотрудником отделения этнографии и действительнымсотрудником Якутского Российского географического общества, принимал участие в работе миссии по составлению этнографической карты России. В 1910-1911 годах работал над своим якутским букварём, который издан в дополненном виде А.С. Новгородовым и Н.Е. Афанасьевым.

Николай Алексеевич Виташевский

(1857-1918)

Родился в Одессе в дворянской семье. Отец – нотариус. В 1875 г. окончил реальное училище в Николаеве. В 1878 г. арестован за участие в антиправительственном кружке и за вооруженное сопротивление. 24 июля 1878 г. Одесским военно-окружным судом приговорен к лишению всех прав и каторжным работам сроком на 6 лет. В августе заключен в Новобелгородскую тюрьму, затем в ноябре 1880 г. в Мценскую. В мае 1881 г. был отправлен в Сибирь и прибыл на Кару в 1882 г. В 1883 г. переведен на поселение в Якутию. 30 июля прибыл в Якутск. Назначен во II Игидейский наслег Баягантайского улуса. С августа жил в местности Халымньыйа у Симона Слепцова (ныне северная сторона Сиимэн Кюеля Уолбинского наслега Таттинского улуса).

Н.А.Виташевский -  участник  Сибиряковской экспедиции.

После ссылки жил в Херсоне. Женился на учительнице Анне Андреевне Добролюбовой. Потом переехал в Одессу, где работал статистиком в земских управах. В 1906 г. снова арестован в Петербурге, как секретный агент социал-революционной газеты и заключен в «Кресты». После заключения выслан в Тобольскую губернию, затем в Женеву. После ссылки работал в Одессе и Петербурге.

В 1915 г. Русское географическое общество присудило ему золотую медаль.

 21 июня 1918 г. умер в Москве.


Иван Осипович (Иосифович) Ребицкий

(1849-1922)

 

Родился в 1849 г. в селе КобыльнеСтаро-Константиновского уезда Волынской губернии в польской семье. За революционную деятельность арестован в 1877 году и приговорен к 5 годам каторги с лишением всех прав и состояния. После каторги был отправлен в Якутию, прибыл 30 июля 1883 г.  Местом  поселения назначили I Игидейский наслег Баягантайского улуса (ныне Баягинский наслег).

В местности «Оhох Халдьаайыта построил юрту и амбар, приобрел коня и корову, стал заниматься огородничеством и земледелием. Благодаря владению столярным, слесарным, кузнечным ремеслами пользовался уважением среди местного населения.

 

По окончании срока ссылки остался в Баягинском наслеге и женился на дочери чиновника г. Якутска Клавдии Николаевой, которая впоследствии работала акушеркой в Баягинской больнице. Иван Осипович умер в 1922 году и был похоронен в Томторе возле Баягантайской церкви.

Порфирий Иванович Войнаральский


(1844-1898)

 

Родился в Купянске, ныне Харьковской области. За участие в революционном движении в 1861 г. был арестован и выслан из Москвы в Архангельскую губернию. После ссылки переселился в Пензенскую губернию. 1873-1874 гг. – один из организаторов хождения в народ.

В 1874 г. арестован. В 1878 г. осужден по процессу 193-х и приговорен к 10 годам каторжных работ. В 1880 г. был переведен в Мценскую политическую тюрьму, затем в 1882 к. на Кару, а оттуда в Якутский край.

Прибыл в Якутск 15 января 1884 г. 12 февраля доставлен в Верхоянск. Обзавелся хозяйством. В 1888 г. женился на Февронье Гуляевой, которая ухаживала за его коровами. В Верхоянске занимался огородничеством, сеял хлеб, торговал и даже устроил маленький мыловаренный завод.

В феврале 1890 г. выехал в Якутск. В 1892 г. жил в Танде.

По окончании срока попросился в Ботурусский улус. В сентябре 1896 г. прибыл с семейством в Чурапча. Жил в доме Ястремского. В то же время проживал в юрте Виташевского в Уолбе. В Чурапче и Уолбе прожил 10 месяцев.

 

В 1897 г. после смерти жены выехал в Таврическую губернию, оставив пятерых детей на попечении ссыльных. Умер  в 1898 году 17 июля в Купянске.

 

Петр Алексеевич Алексеев

(1849-1891)

 


Родился в Смоленской губернии в крестьянской семье. Профессия – слесарь. В 1875г. арестован и осужден в 1877 г. по процессу «50», обвинялся в пропаганде среди московских рабочих. Приговорен к 10 годам каторжных работ. В 1885 году сослан в Сасыльский наслег Баягантайского улуса. Через год перевелся в Жулейский наслег Ботурусского улуса. В местности Булгунньахтаах  для него построили юрту и амбар, печку сложил Тимофей Хаптагаев. Петр Алексеев здесь обзавелся хозяйством, занялся огородничеством. Научил местное население владеть косой-литовкой, выращивать овощи.

 

В 1891 убит местными якутами. Могила находится возле Жулейской часовни рядом с его усадьбой. В свое время в честь Петра Алексеева Таттинский район был переименован в Алексеевский. Ныне в Булгунньахтаахе находится музей-усадьба  революционера, как отдел Черкехкого историко-этнографического музея.

Сергей Васильевич Ястремский

 


Родил­ся в Харькове 20 сентября 1857 г. в семье польских дворян. Учился на медицинском факультете Харь­ковского университета. В 1874 г. примкнул к Харь­ковскому революционному кружку (Л.Бранднер и др.). Организовал из рабочих и учащейся молодежи кружок и вместе с Архангельским устроил в це­лях пропаганды мастерскую. 17 февраля 1876 г. арес­тован. Освобожден на поруки под денежный залог в 5000 руб., скрылся из Харькова в декабре 1876 г. за границу. Жил в Женеве, принимал участие в орга­низации "Общества помощи политическим изгнан­никам из России". В 1887 году арестован и предан суду и приговорен Австрийским судом к заключе­нию в тюрьме в течение месяца и к вечному изгна­нию из Австрии. Добровольно явился 27 февраля 1878 года в Харьковское губернское жандармское управление, не желая, чтобы его поручитель по­нёс денежную ответственность. Признан виновным в организации тайного общества, стремившегося на­сильственным образом изменить существующий го­сударственный строй, участие в нём, составлении подложного документа и оскорблении действием тю­ремного смотрителя: приговорен к каторжным ра­ботам в рудниках на 15 лет, по конфирмации, вслед­ствие "несовершеннолетия" срок каторги сокращён до 10 лет. На Кару прибыл 16 октября 1880 года. В марте 1886 года освобожден от каторжных работ и переведен на поселение в Якутскую область. Водво­рён
в 3-м Жехсoroнском наслеге Ботурусского улу­са, в селе Черкёх, но в марте 1888 года Ястрем­ский написал прошение о переводе в бывший скопческий поселок вблизи Чурапчи. В конце 1888 г. вместе с Б.Костецким, Г. Белоцветовым были переведены в Чурапча.  

В целях изучения якутского языка часто менял место жительства (Тарагайский наслег Мегинского улуса, Баягантайский и Борогонский улусы, I Оспехский наслег Дюпсинского улуса). Принимал участие в Сибиряковской экспедиции в 1894-1896 гг. Составил «Грамматику якутского языка» (помогал В.М. Ионов), изданную в 1900 г. в Иркутске. В 1929 г. был издан его труд на русском языке «Образцы народной литературы якутов».

После ссылки жил в Одессе. 

Василий Филиппович Трощанский


(1845-
1898)

           

    Василий Филиппович Трощанский родился в марте месяце 1845 г. в г. Оргеево Бессарабской губернии, в семье дворянина. В 1867 г. становится студентом Петербургского технологического института. Осенью 1878 г. был арестован как один из руководителей возникшей организации народников « Земля и воля» и заключен в Петропавловскую крепость. Военно-окружной  суд приговорил Трощанского к 20-ти годам каторжных работ. Весной 1882 г. прибыл  в Карийскую каторгу. Срок каторги кончился 24 сентября 1886 г., и по предписанию Василий Филиппович был отправлен на поселение в Якутскую область. Прибыл в Якутск 14 марта 1887 г., а 20 марта уже он выехал в назначенное место жительства - 3-й Жехсогонский наслег Ботурусского улуса (ныне Черкех).

 

            Женился на вдове Екатерине Карловне Янковской, от которой имел двух дочерей. Василий Филиппович организовал издание нелегального рукописного журнала «Улусный сборник» и становится его редактором. В издании сборника принимали участие Э.К. Пекарский, В.М. Ионов, Н.А. Виташевский, М. Натансон, М. Костюрина, И.И. Майнов и другие политссыльные, жившие в Чурапче, Амге, Мегинцах. Трощанский наблюдал за якутской действительностью, духовной и материальной культурой населения. Благодаря систематической работе Василий Филиппович  написал фундаментальные, очень ценные с научной стороны работы «Эволюция черной веры (шаманства) у якутов», «Наброски о якутах Якутского округа», «Опыт программы для собирания сведений о дохристианских верованиях якутов».      Трощанский провел в Черкехе почти безвыездно 12 лет и скончался 25 января 1898 г. после тяжелой болезни.



4.  "Исконно якутский уклад жизни - илюстрированный толковый словарь". Барахова Марианна Егоровна.

В настоящее время идет рост национального самосознания, который выражается в постановке вопроса о вощраждении традиционных занятий в экономике, социальной сфере и культуре, в объективном освещении исторической правды и в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как и любой другой народ, народ саха, приобщаясь к другой культуре и развивая свою культуру может поднять материальную и духовную культуру. А духовная культура подразумевает такие понятия, как изучение истории своего народа, знание родного языка, быта, богатого культурного наследия. В связи с этим становится актуальным для подрастающего роколения знание этнографии своего народа, его забытое прошлое.
Ведь не секрет, что начинают забываться наименования якутской утвари,одежды, наш словарный запас заметно обеднел. Какую одежду носили наши предки, как она выглядела, как ее украшали, какими инструментами пользовались, в каких домах жили  и многое другое - все это теперь мы можем увидеть только в музеях, а некоторые вещи только в других музеях мира. 
Поэтому , за возвращение утративших актуальность слов собран материал .В этом может помочь только иллюстрированный словарь.
Словарь будет интересен учащимся, детям, родителям, воспитателям и всем , кто интересуется историей своего народа.

Черкехский историко-мемориальный музей. Республика Саха (Якутия). Таттинский улус. с. Черкех.

ул. Ойунского 92/5

тел. 8-411-52-25-522

факс: 8-411-52-25-522

e-mail: www. museum.cherkeh1977@mail.ru