Современная  структура музея

 

Отдел 1. Распространение христианства в Якутской области.

- Таттинская Николаевская церковь. Нач XX века. Подлинник.

- Уолбинская Владимирская часовня. Сер XIX века. Подлинник.

 

                Основные экспозиции:

а) Таатта православная;

б) Династия Поповых;

в) Миссионеры – просветители Якутской области;

г) Образцы иконописания;

д) Подвижнический труд Д.К.Сивцева – Суоруна Омоллоона в учении Христова.

 

 Большой интерес представляют мемориальные реликвии, подаренные родственниками политссыльных, в том числе В.Г.Ионовой, внучкой В.М.Ионова (г. Москва) – рукописи дедушки, фотографии и архивные материалы матери О.В.Ионовой; М.Н.Виташевской, дочерью Н.М.Виташевского (г. Москва) – редкие фотографии, рукописи отца, воспоминания о нем; Е.Г.Зябкиной, родственницей В.Ф.Трощанского (г.Москва) – фотографии, воспоминания о политссыльных; С.К.Ляхович внучкой В.Г.Короленко (г. Москва) – архивные материалы и далее. Сохранились уникальные фотографии, снятые уроженцем III Жексогонского наслега (ныне - Черкех) , художником И.В.Поповым.

 

Отдел II. История якутской политической ссылки.

Основные экспозиции на тему политссылки, демонтированные из главного корпуса (Николаевской церкви) размещены и дополнены в нижеследующих объектах:

-административное здание – контора;

-дом революционера Т.М.Алымова. XIX в. Подлинник.

-тюрьма – сибирка. XIX в. Подлинник;

-юрта Э.К.Пекарского. XIX в. Подлинник;

-юрта П.А.Алексеева. Реконструкция;

-юрта В.Ф.Трощанского. Реконструкция;

-дом М.Н.Андросовой-Ионовой. XIX в. Подлинник;

-дом В.Г.Короленко. Реконструкция.

 

Отдел III. Отдел этнографии и архитектуры.

-берестяная ураса. Реконструкция;

-деревянная ураса. XIX в. Подлинник;

-остов урасы. XIX в. Подлинник;

-коновяз. XIX в. Подлинник;

-юрта Олонхо. XIX в. Подлинник;

-мировое дерево. Копия.

-семигранный летник. XIX в.подлинник;

-шестигранная поварня. XIX в.  Подлинник;

-амбар – башня. XIX в. Подлинник;

-мельница – топчанка. XIX в. Подлинник;

-кузница. Реконструкция.

-охотничья изба. Реконструкция.

 

Основные экспозиции этнозоны:

1 блок. Хозяйственно-бытовые постройки конца XIX – нач. XX вв.

2 блок. Традиционный уклад жизни якутов конца XIX – нач. XX вв.

-скотоводство;

-кузнечное дело;

-земледелие;

-прикладное искусство якутов;

-охота.

3 блок. Устное народное творчество якутов.

 

Отдел IV. Музей-усадьба писателя П.А.Ойунского.

-родная юрта П.А.Ойунского.  XIX в. Подлинник;

-школа 1906 г., где учился П.А.Ойунский. Реконструкция;

-Памятник П.А.Ойунскому;

-Стела ревкомовцам;

-Кладбище родных;

-сооружение «Буор кут»;

-беседка «Турсынай»;

-памятник «О5о куйуурдуу турара», 2004г.;

-концертная площадка и др. объекты.

 

Отдел V. Музей – усадьба Д.К.Сивцева – Суоруна Омоллоона.

-юрта – летник. XIX в. Подлинник.

-амбары – 3 (три) XIX в. Подлинник.

-дом – фотолаборатория Д.Сивцева. XIX в. Воссоздание.

-юрта сказителя Куохайаана. XIX в. Подлинник.

-погреб. XIX в. Подлинник.

-сарай;

-изгородь.

 

Отдел VI. Музей-усадьба П.А.Алексеева.

-юрта, где жил П.А.Алексеев. XIX в. Подлинник.

-амбар. XIX в. Подлинник.

-жулейская часовня. XIX в. Подлинник.

-могила П.Алексеева. XIX в. Подлинник.

-памятник – бюст П.Алексеева. 

                                

4.  "Исконно якутский уклад жизни - илюстрированный толковый словарь". Барахова Марианна Егоровна.

В настоящее время идет рост национального самосознания, который выражается в постановке вопроса о вощраждении традиционных занятий в экономике, социальной сфере и культуре, в объективном освещении исторической правды и в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как и любой другой народ, народ саха, приобщаясь к другой культуре и развивая свою культуру может поднять материальную и духовную культуру. А духовная культура подразумевает такие понятия, как изучение истории своего народа, знание родного языка, быта, богатого культурного наследия. В связи с этим становится актуальным для подрастающего роколения знание этнографии своего народа, его забытое прошлое.
Ведь не секрет, что начинают забываться наименования якутской утвари,одежды, наш словарный запас заметно обеднел. Какую одежду носили наши предки, как она выглядела, как ее украшали, какими инструментами пользовались, в каких домах жили  и многое другое - все это теперь мы можем увидеть только в музеях, а некоторые вещи только в других музеях мира. 
Поэтому , за возвращение утративших актуальность слов собран материал .В этом может помочь только иллюстрированный словарь.
Словарь будет интересен учащимся, детям, родителям, воспитателям и всем , кто интересуется историей своего народа.

Черкехский историко-мемориальный музей. Республика Саха (Якутия). Таттинский улус. с. Черкех.

ул. Ойунского 92/5

тел. 8-411-52-25-522

факс: 8-411-52-25-522

e-mail: www. museum.cherkeh1977@mail.ru