Совместный проект черкехского музея и ЧСОШ "Чудо музей - залог успеха":

1. "Дабайыахха бииргэ".  Жерготова И. Я., Решетников Е. В.

2. "Ыал музейа". ЧСОШ им. П. А. Ойунского: Сокольникова М. С.

3. "Ойуунускай 100 сыллаах былаана". Борисова А. С.

4. "О5о куйуурдуу турара". Сивцев Василий Яковлевич - художник-скульптор.

5. "Исконно якутский уклад жизни - илюстрированный толковый словарь". Барахова Марианна Егоровна.

6. "П. А. Ойуунускай саха омугун пассионарийа". Обоюкин Роман Владиславович.

 

Тема совместного проекта:  Чудо музей – залог успеха

 

Обоснование Проекта:

 

Самореализация личности в условиях инновационной школы-комплекса предполагает организацию и навигацию образовательной (управленческой) деятельности детей в уникальных условиях Таатты. Сама природа и ландшафт речки Таатта, родные аласы великих сынов народа саха, неоценимый фонд республиканских и муниципальных  музеев и современный человеческий потенциал Таатты являются богатейшим социокультурным ресурсом формирования естественной среды развития личности.

Черкехский музей  с удивительной ясностью представляет мирный и плодотворный диалог культур, являясь при этом особо ценным объектом культурного наследия  РФ.

 Сегодня сетевое взаимодействие Черкехской школы-лаборатории ИРО и ПК РС (Я) им. П.А.Ойунского, Черкехского филиала Якутского государственного музея истории и культуры народов севера им. Е.Ярославского, Музея истории государственности РС(Я) Платона Алексеевича Ойунского и более десяти музеев-усадеб позволяет не просто организовать межведомственную образовательную инфраструктуру, но создать на ее основе  инновационную школу-комплекс.

 Черкехская школа с 90-х годов  ХХ века работала по апробации теоретической модели образовательной технологии «Кэриэн-Уhуйуу». В результате организации  этнографических, гуманитарных лагерей КУТ на базе  Черкехского музея созданы  благоприятные  условия для создания  и развития  индивидуального образовательного  маршрута  обучающихся. 

           В ходе совместной образовательной деятельности практика показала,  что большинство обучающихся  начинают плодотворно  заниматься исследовательской деятельностью и становятся успешными студентами, так  как темы  исследовательской деятельности  впоследствии стали  темой дипломных работ.  Освоение  музейной среды  прививает  любовь к малой  родине, гордость за выдающихся  сыновей якутского народа.              

Сегодня когда человеческие  ценности  теряют свое значение,  общение в музейной среде приводит к усвоению новых знаний на опыте жизнедеятельности общественных  и государственных  деятелей науки и культуры.  

В качестве перспективных направлений дальнейшего развития нашего Проекта «Чудо музей  -  залог успеха» мы видим в  нижеследующем:

1.         усилении вариативности образовательной  деятельности;

2.         совершенствовании индивидуального марщрута;

3.         развитии сетевых форм образования и социального партнерства;

4.         сопровождении выпускников через специальные сервисы и программы;

5.         трансформации опыта совместной деятельности в мобильную стажировочную площадку для детей и взрослых.

Цель  Проекта:

1.         Формирование базовых компетенций учащихся посредством исследовательской, индивидуально-групповой деятельности на базе черкехских музеев, формирования выбора вида деятельности.

Задачи Проекта:

1.         Изучение и анализ образовательных потребностей учащихся

2.         Определение образовательных маршрутов учащихся

3.        Создание условий для выбора будущей профессии

4.         Разработка и коррекция учебно-методического комплекта проектов

5.         Плановая реализация Проекта «Чудо музей – залог успеха»

6.         Подведение итогов реализации Проекта

 

 

           

Основная идея и понятия  Проекта

 

 

Совместный Проект «Чудо музей-залог успеха» создает все условия развития ребенка, включающие в себя методы проектирования и реализации детских инициатив, общечеловеческих ценностей, культуры народа саха.

В программе Проекта  используется технология проектной деятельности «Кэриэн-Уьуйуу», которая предполагает управленческую деятельность детей в уникальных условиях. Сама природа и ландшафт речки Таатта, родные аласы великих сынов народа саха, неоценимые материалы муниципальных и республиканских музеев Таатты, талантливые люди формируют естественную среду развития личности.

Основным способом технологии «Кэриэн-Уьуйуу» является проектная деятельность, включающей в себе групповое и индивидуальное проектирование.  Кэриэн – это групповое проектирование, Уhуйуу – индивидуальное проектирование.

Ключевым способом данной образовательной программы является проектно-управленческая технология Кэриэн-Уьуйуу-технология.

Кэриэн-Уhуйуу-технология (технология КУТ) представляет из себя вариант технологии деятельностного образования, а именно проектной деятельности.

Технология КУТ позволяет организовать образовательный процесс таким образом, что базовый (общеобразовательный) блок из определяющего все остальные направления учебно-воспитательной деятельности школы может превратиться в работающий на развитие внеакадемического блока, через который будет формироваться и развиваться субъектность учащихся. И таким образом будет достигнута оптимальная самореализация каждого участника образовательного процесса.

В программе Проекта  технология «Кэриэн-Уьуйуу» предлагает два уровня (уктэл) индивидуальных маршрутов участников:

1.         Уровень выбора учащимися и организации работы различных образовательных программ.

В данном уровне перед участниками Проекта «Чудо музей – залог успеха» презентуют сразу несколько подпрограмм. Например, подпрограммы: «О5о куйуурдуу турара», «Ыал музейа», «П.А.Ойунский - якутский пассионарий», «Ойуунускай 100 сыллаах былаана», «Бииргэ дабайыахха», «Исконно якутский уклад жизни» и др.  Участник данного Проекта  может проходить несколько этапов.  Основной задачей I этапа заключается в презентации руководителями своих образовательных программ.  Каждый участник может проходить апробацию по программам. Через мастер-классы руководителей программ в краткое время ребенок углубляется в действие, тем самым находит свои интересы. Во II этапе формируются группы по подпрограммам.  В данной работе учитываются интересы и образовательные потребности участников.  Совместно с участниками планируется программа деятельности группы. Взаимосвязь между группами постоянная и мобильная могут быть «кочевья» с одной группы в другую. Систематически проводятся межгрупповые сетевые презентации, творческие отчеты, ситуативные мероприятия и др.

2.         Уровень формирования детских авторских инициатив и программ.

Один из основных задач каждых вышеуказанных подпрограмм заключается в создании необходимых условий для формирования и развития детских инициатив. Основываясь на деятельность подпрограмм Уктэл-1 участники могут разработать собственные образовательные программы. Данные программы могут быть разнообразными. Создаются условия поддержки и развития авторских инициатив и программ. По итогам работ организуется сетевое событие, включающее творческие презентации авторских программ.

Во время работы двух уровней могут организоваться общие мероприятия психологических тренингов, спортивных и творческих соревнований, мероприятия программы «Алгыс», маршруты программ «Образ-тур»,  «Экстрим».

В связи с вышеназванных уровней перед руководителями подпрограмм ставится 2 основные задачи:

1.         Организация совместной программы детско-взрослой деятельности.

2.         Создание условий (механизмы защиты и реализации собственных инициатив) для развития авторских инициатив.

 

Профиль проекта «Чудо музей – залог успеха» историко - этнографический. Т.е. основной задачей проекта является  создание условий формирования следующих компетенций:

·                     информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

·                     коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

·                     самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

·                     самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность себя) (Бацын В.К.).

·         прогностическая (умение прогнозировать свою будущую профессию при помощи «Атласа новых профессий будущего»)

Основными средствами формирования вышеуказанных компетенций являются:

1)         История народа Саха, история политической ссылки.

2)         Этнография народа Саха, их быт в былые времена.

3)         Жизнь и деятельность великих личностей народа Саха.

4)         Туризм и экстрим.

 может рассматриваться как метапроект государственно-общественной организации культурно-информационного пространства, в котором образовательный процесс строится на принципах сетевого взаимодействия индивидуальных траекторий каждого участника. Проект «Чудо музей – залог успеха»  – продукт совместной деятельности Черкехской школы и Черкехского музея, где вовлечены научные сотрудники, педагоги и общественность. Одним из основных механизмов реализации образовательной программы является договорная работа с другими ведомствами и физическими лицами. Программа проекта «Чудо музей – залог успеха»   предполагает содружество и совместную деятельность с государственными и муниципальными музеями, писателями, театрами, учебными заведениями, институтами республики, СМИ и др. Предметом договора является в составлении плана-графика совместной деятельности и учебно-методических комплектов.

Программа проекта «Чудо музей – залог успеха»   непосредственно обращена к поддержке культурно-образовательных инициатив и обеспечивает стабильное, содержательное и продуктивное взаимодействие всех возможных участников образовательного процесса.

Данная программа направлена на поддержку тех педагогических практик, которые отвечают следующим критериям:

● ориентированы на задачи общедоступности качественного образования;

● предлагают оптимальные и эффективные решения наиболее важных задач для успешного образования всех учащихся на разных возрастных этапах и в разных областях обучения; укрепляют уверенность детей в своих силах, их умение продуктивно действовать;

● ориентированы на сохранение и укрепление здоровья детей в ходе образования, их эмоциональное благополучие.

 

 

            Материально-техническая база программы Проекта

 1.        Здание МБОУ «Черкехская средняя.Ойунского».

2          Здание выставочного центра музея.

3.         Здание музея истории государственности.

4.         Объекты Черкехского музея-заповедника под открытым небом «Якутская политическая ссылка» (Историко-этнографический музей):

1)         Музей-усадьба П.А.Ойунского в м. Дэлбэрийбит.

2)         Музей-усадьба Д.К.Сивцева-СуорунОмоллоон в м. Ытык-Танаьа.

3)         Музей усадьба Петра Алексеева, русского рабочего революционера в м. Булгунньахтаах Жулейского наслега.

4)         Музей усадьба-комплекс И.Н.Винокурова – Табаахырап, олонхосута, соавтор эпоса «НьургунБоотур Стремительный» в м. ДэллэйУет Жулейского наслега.

5)         Музей-усадьба Э.К.Пекарского, составителя якутского словаря в м. ДьиэрэннээхИгидейского наслега.

6)         Музей-усадьба (комплекс) рода Кулаковских в м. Амыдай Жехсогонского наслега.

7)         Музей-усадьба А.Е., Н.Е. Мординовых в м. Буор Бала5ан.

8)         Музей-усадьба Мординовых в м. Хоптолоох Среднеамгиного наслега.

9)         Музейный комплекс А.Е.Кулаковского-Ексекулээх Елексей в м. Учай Амгинского наслега.

10)       Музей усадьба писателя Бэс-Дьарааьын в м. Уодай Усть-Амгинского наслега.

11)       Музей-усадьба братьев Малгиных в м. урэх Терде Баягинского наслега.

12)       Музей-усадьба родной матери П.А.Ойунского (Унаровой) Слепцовой Евдокии Ивановны в м. Бэттиэмэлээх Жулейского наслега.

13)       Музей-усадьба А.И.Софронова-Алампа в м. Куобах Буьарбыт Жехсогонского наслега.

 

3.         Формы реализации

Основными формами реализации программы являются:

1)         Образовательные экспедиции.

2)         Экскурсии.

3)         Индивидуально-групповые работы.

4)         Лекции.

5)         Поисковые работы в архивах.

6)         Презентационные работы.

7)         Полевые сборы

8)         Культурные мероприятия, конкурсы, викторины и др.

 

4.         Примерный план программы:

 

№        Мероприятия            Дата проведения      Место проведения    Описание

 

1.Блок «Мотивация» включает:

-знакомство;

- изучение образовательных потребностей;

-формирование групп по интересам;

-инструктаж по ТБ и ПБ;

-знакомство с внутренним распорядком музейных объектов;

-организация досуга.

            2.Блок «Образовательные маршруты»     

            Блок «образовательные маршруты» включает:

-коррекция индивидуально-образовательных маршрутов;

-презентация образовательных маршрутов;

-досуг.

3.Блок «По священным тропам»

            Музеи-усадьбы по маршрутам      

Блок «По священным тропам» включает:

-организация исследовательской работы;

-организация выездных экспедиционных работ;

-досуг.

4.Блок «Рефлексия»

 «Рефлексия» включает:

- презентация групп;

- сетевое образовательное событие;

-подведение итогов.

 

Методическое обеспечение.

1.         Наличие программы Проекта,  плана-сетки.

2.         Должностные инструкции всех руководителей подпроектов.

3.         Проведение установочного семинара для всех работников музея.

4.         Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

6.         Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

1.         Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2.         Организация различных видов деятельности.

3.         Добровольность включения детей в организацию проектов.

4.         Создание ситуации

6.         Организация различных видов стимулирования.

 

           Материально-техническое обеспечение.

 

1.         Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2.         Материалы для оформления и творчества детей.

3.         Наличие канцелярских принадлежностей.

4.         Аудиоматериалы и видеотехника.

5.         Призы и награды для стимулирования.

 

VI.      Ожидаемые результаты

 

Предполагаемые конечные результаты программы Проекта

Результатом выполнения программы Проекта является следующее:

- развитие ключевых компетенций воспитанников;

- повышение мотивации учащихся к изучению и пропаганде творческого, культурного, исторического, интеллектуального наследия родного края;

- занятость подростков  полезной деятельностью в период каникулярного отдыха, и как результат – снижение уровня правонарушений в подростковой среде.

 

 

 

           

 

 

1. Бииргэ дабайыахха

 

Сегодня одним из самых важных аспектов деятельности Черкехскогоисторико–этнографического мемориального музея и Музея истории государственности  РС(Я) Платона Алексеевича Ойунского является  развитие сетевых форм образования и социального партнерства.

Для воспитания подрастающего поколения    посредством  музейных ценностей и   популяризации уникального музея,  как всеобщего достояния народа  нашли   наиболее оптимальные решения в  формировании  всесторонне  развитой  личности.

 

Цель Проекта:Формирование  и  развитие  нравственных  качеств  личности  через  изучение  и  анализ  произведения  П.А.Ойунского  «О5о  куйуурдуутурара»с трансформацией   музейных  экспонатов.

 

Задачи Проекта:

 

·         Изучение  и анализ произведения «О5о куйуурдуутурара»Ойунского

·         Заполнение  таблицы Успеха через трансформацию экспоната «Куйуур»

·         Создание индивидуальной  таблицы Успеха

·         Составление индивидуального проекта выбора  вида   деятельности 

 

           

Предполагаемые конечные  результаты Проекта:

 

 - изучение  и анализ  произведения  Ойунского  «О5о  куйуурдуутурара»

-  формирование   и развитие   желания   стать  успешным  человеком на примере пламенного борца Платона Ойунского,  именем которого названа планета

-   создание  индивидуальной   формулы  Успеха

- повышение  мотивации  к изучению  и пропаганде  творческого,  культурного,  исторического  и интеллектуального  наследия  родного  края

 

            

2. Ыал музейа.

 

            Урукку курдук октябренок, пионер,комсомол олоххо кыра эрдэхтэн идеологияны сµрµннµµр тэрилтэ суо±унан, хас биирдии киґи бэйэтэ о±отун оло±ун суолун сµрµннµµрэ,иитэрэ ирдэнэр буолла.

        Ол иґин билиІІи дьон µксэ чугас дьонун-сэргэтин холобурунан иитэр сорукка киирдэ. Хас биирдии улуус,нэґилиэк,тэрилтэ а±а уустара сайдан кэлбит суолларын туґунан история±а хаалларар туґуттан кинигэ оІорон таґааран,µтµі дьоннорун µйэтитэн, холобур оІостор кэмнэрэ кэллэ.

        Эдэр ыччат чугас дьонун µтµі холобур оІостон, онон киэІ туттан, инники оло±ун тэринэр µйэтэ µµннэ. Бу - олоххо чиІник µктэнэр ыччат тирэ±э дии саныыбыт.

        Силиґэ суох от-мас µµммэт дииллэринии, норуотун историятын билбэт ыччат норуотун туґугар олорор,µлэлиир кыа±а суох буолар.

        Онуоха о±ону иитии, µірэтии, уґуйуу сµрµн эйгэтинэн дьиэ-кэргэн буолара саарба±а суох.

Ыал музейын тэрийии, ібµгэ ытык малларын µйэтитии о±о киґи быґыытынан, ій-санаа, сиэр-майгы іттµнэн  иитиллиилээх буолан тахсарыгар олук ууруу буолар.

 

Ыал музейын тэрийии сыала-соруга:

 

1.Тірдµ-ууґу чинчийии, дьиэ-кэргэн тірµт µгэстэрин µірэтии, ураты дьо±урдарын арыйыы.

2.Ґтµі холобурдарга оло±уран,о±ону киґи быґыытынан иитии ньымаларын кірдііґµн,олоххо туґаныы.

3.Экспонат историятын ніІµі дьиэ-кэргэнинэн киэІ туттуу.

4. О±о кэпсиир, дьоІІо тиэрдэр дьо±урун сайыннарар усулуобуйаны тэрийии.

Ыал музейын тэрийии 3 тµґµмэ±инэн ыытыллар. Бастакы тµґµмэххэ дьиэ-кэргэн ытык малларын хомуйуу, историятын µірэтии, иккис тµґµмэххэ экспонат быыстапкатыгар кыттыы, презентациянан кэпсээґин, µґµс тµґµмэххэ ыал аайы «Ыал музейын тэрийии». Бастакы тµґµмэххэ барыта 42 ыал кытынна 85 экспонатынан. Иккис тµґµмэххэ быыстапка±а кыттыбыт экспонаттары маннык хайысхаларга араартаатыбыт: « Саамай былыргы мал», «Дьиэ-кэргэн коллекционера», «Јбµгэм мала», «Дьиэ-кэргэн идэтэ», «История кэрэґитэ», «Уус-уран мал», «Сэрии дуораана», «Быстыспат ситим», «Утум-удьуор», «Уран оІоґук», «Саарыннар бэлэхтэрэ», «Кэрдиис кэм бэлиэлэрэ», «Кинигэ-бараммат баай», «Дьиэ-кэргэн сэдэх айымньыта». Быыстапка тµмµгµнэн 35 о±о анал номинацияларынан бэлиэтэннилэр. Ґґµс тµґµмэххэ «Мин дьиэ-кэргэним сэрии сылларыгар» диэн сэрии кэминээ±и ытык маллар, сэдэх хаартыскалар ніІµі дакылааттар сурулланнар, оскулола иґинэн ыытыллар «Ойуунускай ыллыктарынан» НПК кытталлар. Дьиэ-кэргэІІэ ыал музейын тэрийии.

Ыал ытык маллара, дьиэ-кэргэн музейын суолтата:

1.Уруккуну бµгµІІµнµ кытта тэІниир,сибээстиир ситиммит буолар.

2.Аймах-билэ дьону,олорон ааспыт олохторун умнубат гына историянан иитэр кыах µіскэтэр.

3.Олоххо саІа µктэнэн эрэр кілµінэ±э дьиэ-кэргэн тиксэрэр духовнай баайа, кылаата буолар.

  

 

Сокольникова М.С. – педагог-психолог МБОУ «Черкехская СОШ»

3. О5о куйуурдуу турара

Сивцев Василий Яковлевич - художник-скульптор.

4.  "Исконно якутский уклад жизни - илюстрированный толковый словарь". Барахова Марианна Егоровна.

В настоящее время идет рост национального самосознания, который выражается в постановке вопроса о вощраждении традиционных занятий в экономике, социальной сфере и культуре, в объективном освещении исторической правды и в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как и любой другой народ, народ саха, приобщаясь к другой культуре и развивая свою культуру может поднять материальную и духовную культуру. А духовная культура подразумевает такие понятия, как изучение истории своего народа, знание родного языка, быта, богатого культурного наследия. В связи с этим становится актуальным для подрастающего роколения знание этнографии своего народа, его забытое прошлое.
Ведь не секрет, что начинают забываться наименования якутской утвари,одежды, наш словарный запас заметно обеднел. Какую одежду носили наши предки, как она выглядела, как ее украшали, какими инструментами пользовались, в каких домах жили  и многое другое - все это теперь мы можем увидеть только в музеях, а некоторые вещи только в других музеях мира. 
Поэтому , за возвращение утративших актуальность слов собран материал .В этом может помочь только иллюстрированный словарь.
Словарь будет интересен учащимся, детям, родителям, воспитателям и всем , кто интересуется историей своего народа.

Черкехский историко-мемориальный музей. Республика Саха (Якутия). Таттинский улус. с. Черкех.

ул. Ойунского 92/5

тел. 8-411-52-25-522

факс: 8-411-52-25-522

e-mail: www. museum.cherkeh1977@mail.ru