Памятники  культурного  наследия

                       ( объекты  Черкехского Мемориального музея «Якутская политссылка»)

 

1.Двухэтажная   башня-амбар  с  бойницами  (деревянная) сер. XIX в. из  местностиБиэкине,  Морукский  наслег, Мегино-Кангаласского  улуса (района)  Республика  Саха (Якутия).

Деревянные строения и способы их построек были известны якутам до прихода русских в Якутию, но после знакомства с деревянным зодчеством русских казаков-первопроходцев якутами были заимствованы многие  типы деревянных строений. К их числу по мнению доктора архитектуры Крадина Н.П. относятся и оборонные якутские амбары-башни, которые в архитектурном плане и способу постройки схожи с башнями русских деревянных крепостей распространенных в Сибири в 17-18 веке. Основной функцией амбара-башни является сохранение ценностей хозяина, но в случае необходимости амбар становился оборонной башней, для этого на втором этаже были проделаны прорези (бойницы) для стрельбы по нападающему врагу.     Рассматриваемый двухэтажный амбар-башня находится на правом берегу р. Татты в этнографической зоне музея. Он представляет собой прекрасно сохранившуюся  двухсрубную постройку, в которой один сруб поставлен на другой и становится вторым этажом. Верхний держится на консолях венцов нижнего сруба. В плане нижний сруб имеет 4,7х4,5 м; верхний 5,3х5,0 м. (см. вкладыш 1).  Рублен из лиственничных бревен диаметром 17-20 см, углы с остатком. Крыша двухскатная, дерево-земляная (по жердевому настилу засыпка дерном). Имеются потоки, сделанные на «курицах». Перекрытие из плах толщиной 6,5 см. Дверной проем оформлен косячными колодами. Во всех стенах верхнего яруса сделаны бойницы (по две), а в нижнем ярусе – только на входной стене – справа и слева от входа по одной бойнице. В нижнем срубе 13 венцов, в верхнем, также  – 13 венцов. На первом этаже  справа от входа имеется деревянная лестница для прохода на второй этаж амбара-башни.

Слева от входа в башню имеется мемориальная доска (дюралюминий, 56х50 см) с отлитой надписью: «РСФСР Министерство культуры ЯАССР Башня-амбар с бойницами сер. 19 в. Памятник архитектуры. Охраняется государством».

    По мнению  Крадина Н.П. данный амбар-башня - редкий образец хозяйственной постройки, сочетающий в себе оборонные функции. Один из нескольких типов оборонных амбаров, имевших распространение в Якутии в XVIII-XIX веках.

 Ранее амбар-башня находилась в местности Биэкине (Лампа) Мегино-Кангаласского района, но после создания Черкехского музея истории политической ссылки, была перевезена  в 1978 г. в музей.  По преданию амбар-башня был построен в середине XIX века местными богачами Марковичамидля обороны против стихийного бунтаря Василия Манчары (Федорова).

   В более раннее время до перемещения в музей прежними пользователями были сделаны оконные проемы во фронтоне, в боковой стене второго этажа и в боковых стенах нижнего этажа, а также, вввиду трухлявости материала утрачен балкон второго этажа (над входом) и лестница на балкон. После перемещения объекта в музей была отремонтирована (покрыта новыми досками) крыша амбара. Иных изменений в историческом облике памятника не имеется.

 

2.Дом   политического  ссыльного  Алымова  Тимофея  Моисеевича. (1911-1912г.г.)  с.  БаягаТаттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

     Памятник, связанный с именем активного участника борьбы за власть Советов в Якутии Алымова Тимофея Моисеевича, погибшего от рук белогвардейцев в 1918 г.  Алымов Т. М. родился в семье крестьянина 19.02(3.03).1885 г. в слободе  Капустино-ЯрскаяЦаревского уезда Астраханской губернии.   Он окончил трехклассное училище в г. Перовске Сыр-Дарьинской области. После учебы уехал в Ташкент на заработки. Рано приобщился к революционной борьбе. В 1908 г. вернулся в Перовск, попал под надзор полиции, которая завела дело о «Перовской группу анархистов». Согласно документам, организатором и руководителем этой группы был Т.М.Алымов. В 1910 г. сослан в Якутскую ссылку, которую отбывал в разных местах: с. Маган, с. Баяга, Владимировка, г. Якутск.

        В Баягинском наслеге Т.М.Алымов жил в доме школьного учителя Д. Попова.  В селе Баяга (1911-1912 гг.) открыл школу для якутских детей. Из Баяги был переведен в с. Маган под Якутском. К зиме 1915 г. Алымову разрешили жить в Якутске, но скоро перевели в Бодайбо, где он продолжал революционную и просветительскую работу, обучая грамоте рабочих золотых приисков. В Бодайбо Т.М. Алымов вступил в партию большевиков. С именем Алымова связана одна из страниц борьбы за власть Советов на Ленских золотых приисках. В начале 1918 г. в Бодайбо был организован военно-окружной революционный штаб. Под руководством Т.М. Алымова, К.А. Мальцева, П.И. Алацина формировались красногвардейские отряды, заготавливались боеприпасы, оружие и продовольствие. Летом 1918 г. было принято решение об освобождении от белых г. Киренска, куда выступали двумя группами шахтерский красногвардейский отряд и интернациональный отряд Рыдзинского А.С. Под Киренском все три группы объединились в один отряд, начальником штаба которого стал Т.М. Алымов. Под натиском превосходящих сил противника отряд вынужден был отступить. Прикрывая с красногвардейцами (на пароходе) отступление своего отряда, Алымов был схвачен белыми. Захваченных красногвардейцев вместе с Т.М. Алымовым 18 августа 1918 г. расстреляли под деревней Половинка, которую в 1920 г. переименовали  в д. Алымовку.

Дом в котором в 1911-12 г.г. жил Алымов Т.М.  находился в с. БаягаТаттинского улуса (района), позднее в 1981-1982 г.г. был перевезен в Черкехский музей.
Дом находится справа от входа на территорию музея, в 90м к западу от Николаевской церкви. Представляет собой односрубную деревянную постройку (размер в плане 7, 6 х4, 8м), с террасой (5,26 м * 2,05 м.)  и цуланом (холодная кладовая размером  2,05*2,35 м.).  Сруб рублен из круглых лиственничных бревен диаметром 28-22 см. (см. вкладыш 1). Углы рублены «в лапу». Сруб состоит из 15 венцов. Крыша дощатая двухскатная, стропильной конструкции. Полы и потолки дощатые, по балкам. Сверху потолок засыпан слоем земли. Дом имеет  три окна на западной стене, два – на южной и одно – на северной стены.Размер окон 84х48 см.Вдоль восточного фасада сделана открытая терраса – навесь и холодная кладовая размером 2,3х2м в плане). Вход в дом с террасы. Слева от входной двери находится мемориальная доска из многослойной фанеры с надписью, выполненной черной масляной краской:  «В этом доме в селе Баяга жил в 1911-1912 г.г. революционер Т.М. Алымов». Размер доски 33х31 см. Внутри сруба перегородок нет, стены изнутри немного стесаны и побелены, печь в доме в настоящее время отсутствует. Дом принадлежал учителю из с. БаягаМихаилу Попову, вместе с которым в 1911-1912 г.г. жил в ссылке революционер Т.М. Алымов.

3.Остатки  каркаса  якутской берестяной  урасыXIX  в. зажиточного  якута  Большакова Николая  из  местности  ТордохтоохЖулейского  наслега Таттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

Остатки  каркаса  якутской берестяной  урасыXIX  в. зажиточного  якута (тойона) Петра Большакова из  местности  ТордохтоохЖулейского  наслега Таттинского  улуса,друга  политических  ссыльных Э.К. Пекарского, П.А.Алексеева, основоположника  якутской литературы А.Е. Кулаковского и др.  Петр  Большаков  помогал им не только материально, но и  в сборе  материалов  для  изучения быта, культуры  народа.

Образец уникальной якутской жилой постройки летнего типа, имевшей распространение до 2-ой половины XIX века, в настоящее время утраченной.

    Находится в этнографической зоне музея, рядом с урасой, сразу за западным мостиком через р.Таатта. Представляет собой остатки каркаса (остов) урасы – летнего жилища якутов. Сохранились 11 столбов каркаса (из 12-ти). Столбы поставлены по кругу (диаметр 7,2 м), между собой связаны дугообразными (гнутыми) брусками сечением 18х10 см. (см. вкладыш 1).  Столбы имеют большое сходство с коновязными столбами. В них точно такое же членение по вертикали (верх, шейка, опорная часть). Высота столбов (надземная часть) 1,9 м. Размеры членений: верх – 44 см, шейка 14 см. Диаметр столбов 24 см. Материал – лиственница.

    Конструктивная основа урасы – вертикальные столбы, врытые в землю и расположенные по кругу. Число столбов зависело от численности семьи, размеров урасы и достигало 12 и более штук. Вверху столбы соединялись в кольцо обручем из отдельных дугообразных брусьев, затем вокруг обруча сооружался каркасный остов урасы из высоких жердин, поставленных с интервалом 20-25 см и накрепко привязанных к обручу веревкой, сплетенной из конского волоса. Нижние концы жердин втыкали в землю, а верхние связывали вместе верхним обручем, средние – промежуточным и самые короткие – нижним обручем. Чередуясь друг с другом, все жерди попеременно достигали уровня нижнего, среднего и верхнего обручей. Готовый и скрепленный с помощью обручей и волосяной веревки жердевой остов урасы покрывался берестой в два слоя. Длинные берестяные ленты кольцом опоясывали каркас сначала внизу, а затем все выше и выше до самого верха урасы, при этом каждый из верхних поясов накладывался на край нижнего, предотвращая попадание дождя внутрь. После первого слоя берестяного покрова, прикрепленного к каркасу, накладывали второй. Для его закрепления вновь ставили жерди, которые располагались в промежутках между жердинами первого круга. Нижний слой бересты, обращенный внутрь урасы, покрывался геометрическим орнаментом. Декоративной резьбой украшались также верхушки опорных столбов и соединявший их обруч. 

    Между столбами по кругу размещались ороны – лавки для сиденья и сна, в строгом соответствии с существовавшей в якутской семье иерархией.

    Композиционным и геометрическим центром урасы был очаг. Шесток его занимал площадь в пределах двух квадратных метров и состоял из невысокого (около 0,5 м) срубика, набитого глиной. По углам шестка в рост человека ставили четыре столба, связанных перекладинами, к которым подвешивали на крючья посуду и продукты. В высоту ураса достигала 6-8 метров, в зависимости от площади пола (диаметра урасы в нижней части).

    Каркас (остов) берестяной урасы находился в местности ТордохтоохЖулейского наслега. В 1980 году перевезен на территорию музея студенческим отрядом Якутского госуниверситета. Установленпо рисунку плана каркаса группой рабочих фабрики «Сардана».

 

4. Тойон  сэргэXVIII в. Петра Большакова и Абрамова Н.Т  м. БулгунньахтаахЖулейского  наслега  Таттинского  улуса, Республики  Саха (Якутия).

Коновязи или сэргэ это традиционные для кочевых народов столбы для привязывания лошадей. Традиционные якутские сэргэ относятся к произведениям искусства малой архитектурной формой и в свое время были широко распространены в Якутии.Многие коновязи, особенно у богатых хозяев, покрывались разнообразными резными орнаментами.

У якутов коновязные столбы разных типов носят общее название «сэргэ». Это название также означало у якутов «ряд» (тюрк.- круг, ряд). Обычно столбы использовались по их прямому назначению – для привязывания коня и назывались в этом случае «атбаайарсэргэ». Среди многих других названий наиболее распространена следующие: кийиитсэргэтэ – коновязь невесты; тэлгэьэсэргэтэ – надворный  коновязь, стоящий внутри двора; дойдубыыьынсэргэтэ – поземельные пограничные столбы; коновязи, устанавливаемые на месте весеннего праздника ысыах; ойуунсэргэтэ–коновязь шамана; олбутсэргэтэ – коновязь покойника (устанавливалась на могилах); кыргыссэргэтэ – воинские коновязи; тойон сэргэ - почетные  коновязи и др.

Богатые якуты ставили несколько коновязей, обычно украшенных резьбой. Ставили коновязи на стороне юрты, обращенной к дороге. Издавна существовало поверье, согласно которому к сэргэ не должен был приближаться человек грешный, «нечистый», поскольку считалось, что сэргэ охраняется светлым божеством. Запрещалось рубить на дрова старые коновязи. Упавшиесэргэ уносили в лес и клали на развилку двух сросшихся лиственниц. В старину часто ставили коновязи, предназначенные божествам «айыы». Дух – хозяин «сэргэ» относился к числу духов – покровителей рода, семьи, очага, местности и т.д. В якутском фольклоре сэргэ выступает как мифологическое мировое дерево АарКудук Черчи Мас, связывающее все три мира вселенной. В давние времена каждый хозяин устанавливал во дворе ряд сэргэ, часть из которых служили коновязями, а другие имели ритуальное назначение.

    Коновязные столбы составляли непременную принадлежность старинного якутского праздника Ысыаха и имеют ритуальную функцию. Эта традиция сохранилась до настоящего времени. 

Рассматриваемая коновязь-сэргэ по сведениям, полученным в музее с. Черкех, было созданомастером Василием Васильевым, по прозвищу МэмээлУола в 70-х годахXVIII в. Согласна легенде, сэргэ – коновязь была поставлена по заказубогатых якутов-тойонов Петра Большакова и Абрамова Н.Т. Первоначально коновязь находилась в  местности БулгунньахтаахЖулейского наслега Таттинского улуса(района), впоследствии в 1978 г. коновязь была перевезена коллективом управления культуры Алексеевского РИК (зав. Попов Н.Е.) и установлена на территорииЧеркехского музея.  В настоящее время сэргэнаходится на правом берегу р. Таатты между остатками каркаса берестяной урасы и восьмигранной якутской юртой (1867 г. постройки). Коновязь –сэргэ представляет собой традиционный для коновязей столб из лиственницы, но имеет очень большой диаметром - 52 см. Общая высота столба составляет 2,5 метра. Коновязный столб расчленен на три части: верх, шейка и нижняя (опорная). Данная коновязь относится к типу коновязей с шейкой, образуемой выстружкой. Диаметр шейки 32 см.Сверху и снизу шейка дополнена полочками со скошенными краями.коновязь может быть отнесена и к более раннему времени, на что указывают следующие факторы: необычная толщина столба; отсутствие декоративного завершения и отсутствие резного орнамента на шейке столба. это так называемый простейший вид коновязи, хотя топором вытесать подобный профиль шейки представляется делом далеко не простым. Размеры столба по вертикали: верхняя часть – 69 см; шейка 28 см (с полочками); нижняя часть – 152 см.

 

5. Мельница-топчанка (деревянная)  середины  XIX в. из  Улахан-КюельСыланахского  наслега  Чурапчинского  улуса (района). Республика  Саха (Якутия).

Мельница-топчанка  ранее находилась в местности Улахан-КюельСыланского наслега Чурапчинского района. Перевезена на территорию музея в октябре 1977 года.   В 1977 году проводились восстановительные работы. Заново был сделан навес из коры деревьев (покрытие), восстановлены некоторые утраченные детали мельницы 

 Мельница из местности Улахан-Кюель – одна из самых крупных в Якутии, диаметр ее ведущей шестерни составляет около 11 метров. Механизм мельницы приводится в движение рабочим скотом – лошадь или быка заводят в специальную перегородку (подвешенную к обвязке шатра навеса) на ту часть колеса-шестерни, которая наклонена к земле. Поставленная наклонно к земле, шестерня начинает крутиться вокруг своей оси под тяжестью животного, которого начинают погонять. Пытаясь подняться вверх «по дорожке», животное с помощью ног вращает колесо и приводит тем самым в движение весь механизм. Шестерня своим движением «под ноги» животного как бы возвращает его на исходное место, но оно снова пытается взойти вверх, однако каждый раз оказывается в первоначальном положении. Одним словом, топчется на месте. Отсюда и название – мельница-топчанка.

    Мельница находится в самом конце (в южной стороне) правобережной зоны музея. Представляет собой постройку, состоящую из двух частей – бревенчатого сруба (амбар) и навеса над колесом-шестерней (см. вкладыш 1). Амбар рублен из окантованных лиственничных бревен, углы с остатком. Разделен перегородкой на две части, в амбаре двое дверей (напротив друг друга, в противоположных стенах). В части амбара, примыкающей к навесу, находится передаточное колесо (диаметр 2,2 м) и мельничный постав (жернова). Первая часть амбара предназначена для временного хранения зерна и готовой муки. В плане амбар составляет 6,8 х 6 м (в осях). Пол и перекрытие из дощатых плах. Крыша плоская сложена лиственницей-кругляком и покрыта дерном.  Основу навеса составляют 11 опорных столбов, размещенных по кругу (вокруг колеса) и связанных сверху двумя венцами бревен в кольцо, являющееся опорой конусообразного каркаса шатра. Шатер покрыт древесной корой (лиственницы). Под шатром навеса наклонно к земле поставлено колесо-шестерня диаметром 10,7 м с жердевым настилом по контуру (ширина 2 м). Колесо наглухо закреплено на оси, которое стоит наклонно к земле, опираясь одним концом в балку, а другим в специальное гнездо в яме. По внутреннему кольцу жердевого настила через 6-7 см вбиты зубья высотой до 10 см, приводящие в движение шкив, а вместе с ним и вал, на другом конце которого насажена вторая шестерня, посредством зубьев вращающая еще один шкив, металлическая ось которого приводит в движение жернов, установленный в специальной колоде на галерее внутри амбара. Над жерновом находится пирамидальная емкость – воронка, из раструба которой зерно поступает в отверстие верхнего диска жернова равномерной струей. После помола мука сыплется через специальный желоб в короба, а затем ссыпается в мешки.

 

6. Шестигранная  поварня (Бабаарына) 1880 г.из местности  ХарамаайыТерасинского  наслега Тааттинского  улуса.  Республика  Саха (Якутия).

Находится в этнографической зоне музея. Представляет собой деревянную шестистенную (шестигранное) в плане срубную постройку, рубленную из круглых лиственничных бревен (углы рублены с остатком (см. вкладыш 1). Диаметр бревен 16-20 см. В поварне соединились черты русской деревянной архитектуры (сруб) и приемы якутского народного зодчества (плоская крыша с земляной засыпкой, элементы интерьера, система отопления и др.). Характерная особенность поварни – небольших размеров дверной (121х75 см) и оконные проемы (50х40 см). Конструкция крыши состоит из матицы (сечение 48х15 см), расположенной по оси входа и трех балок, несущих настил перекрытия из тонких бревен. Настил закрыт гидроизоляцией (береста) и засыпан слоем глины и дерна. Внутри поварни по четырем стенам (на уровне 40 см от земляного пола) сделаны лавки-ороны, предназначенные для отдыха и сна. Ширина  лавок (наараорон) 70 см. Высота юрты (от пола до потолка) составляет 245 см. Слева от входа посередине стены находится очаг (чувал) с прямоугольным в плане срубным основанием (1,4х1,2 м; высота 43 см), набитый глиной. Комелек сделан из кирпича печником Кладкиным А.Е. Это не традиционно для якутов и было сделано так во время сборки поварни на территории музея в 1977 году.

     В архитектурном плане представленная шестиугольная поварня является постройкой, в которой совмещены формы традиционной якутской многоугольной деревянной юрты (ампаардъиэ) и приемы перенятые якутскими мастерами у русского населения.  

    Внутри интерьера собраны характерные для быта якутов предметы домашнего обихода: мебель, посуда металлическая и берестяная. Оконные проемы сделаны лишь в тех стенах, у которых размещены лавки-ороны. В окна вставлены стекла, при этом использован довольно оригинальный способ: кусочки стекла соединены в рамку (по размеру оконного проема) берестой и нитками. Такой прием якуты использовали, когда стекло еще не было доступным для них. Находя бесформенные кусочки стекла, они их сшивали вместе и вставляли в окна.

    Длина стен (внутри постройки) почти одинакова и составляет 3,2х3,3 м. Сруб состоит из 18 венцов. Дверной проем обрамлен косячной колодой, двери сделаны из тесаных досок. Оконные проемы обрамлены по краям и сверху.

    Поварня была построена в 1880 году в местности Харамаайы бывшим старостой Тыарасинского наслега Ботурусского улуса Иннокентием Толстяковым-Тохоомо. Позже она была подарена музею его внуком  И.С.Толстяковым. Перевезена в Черкех и восстановлена в июне 1977 года.    

 

7. Срубный  летний  дом нач. XIX  в. семьи  Марии  Николаевны  Андросовой  из  2-го  Игидейского  наслега  Таттинского  улуса. Республика  Саха  (Якутия).

Памятник является характерным образцом якутского летнего срубного дома распространенного в Якутии после прихода сюда русского населения. Архитектура срубного дома перенято  якутскими мастерами  у русских плотников.Ранее дом находился в местности Иитимээй 2-го Игидейского наслега Ботурусского улуса (ныне Таттинский улус (район) и принадлежал родителям Марии Николаевны Андросовой супруги политического ссыльного, этнографа, лингвиста В.М. Ионова.В 1978 г. дом силам работников Алексеевской коммунальной конторы (нач. Неустроев И.С., Захаров П.П.)  перевезен и собран на территории музея.

    Находится в центре этнографической зоны музея, в его правобережной части. Представляет собой одно срубную, прямоугольную в плане постройку из крупных лиственничных бревен. Стены внутри дома гладко стесаны. Крыша плоская, дерево-земляная. Перед входом в дом сделан жердевой навес на 6 опорных столбах; под навесом – крыльцо. Размер дома в плане 7,2х6,1 м. (см. вкладыш 1).  Пространство разделено внутренними стенами на три части (жилая часть, спальня, кладовая). Справа от входа, в углу, сделан камелек со срубным основанием из плах (1,5х1,3 м), набитым глиной и дымоходом ремонтирован печником Кладкиным А.Е.  По двум стенам внутри дома (напротив входа и слева от него) сделаны лавки-ороны шириной около метра. В левой стене три окна, а напротив входа – два. Размер оконных проемов 52х45 см; дверной проем 1,4х0,65 м. Пол и потолок дощатые из широких плах. Высота от пола до потолка 2,5 м.

    Слева у входа на стене имеется мемориальная доска (мрамор серый, 38х30 см) с надписью, сделанной в технике врезки: «В этом доме выросла народная певица, знаток якутского языка и фольклора Мария Николаевна Андросова. Дом перев. С мест. Итимэи».

      В ходе использования дома до переноса на территорию музея бывшими пользователями было на северо-западной стене дома прорублена дополнительная дверь, которое было позже замуровано тесаными бревнами. Время данной перестройки дома неустановленное.

 

8. Тюрьма-одиночка (сибирка)Жулейского   родового  управления  м.  БулгунньахтаахЖулейского   наслега  ( нач.XIX  в.)  Таттинского  улуса. Республика  Саха  (Якутия).    Сибирь в историю  Российского государства вошла не только как богатейший край, но и как место ссылки на поселение и каторгу - ещё с XVII века. Каких только людей не видела Сибирь! Первым знаменитым ослушником, ступившим на неё, был протопоп Аввакум. Следом на рудники направлялись сподвижники Емельяна Пугачева, а также люди, выдававшие себя за императора Петра III. Какое бы громкое событие не происходило в России, оно непременно отзывалось кандальным звоном за Байкалом. Для содержания заключенных в Сибири были построены много больших и малых тюрем, причем практически в каждом населенном пункте. Отправляя к месту поселения в отдаленные, северные районы Якутии заключенных в том числе и политссыльных  везли по этапам. Для этой цели на маршрутах движения были построены этапные тюрьмы. Они были небольшие по размеру и не отапливались в холодное время года. Эти тюрьмы в народе получили название «сибирки». Сибирки были в основном  изготовлены из круглого леса и имели небольшие размеры.Подобная небольшая не отапливаемая тюрьма (холодная) находилась в местности БулгунньахтаахЖулейского наслега Ботурусского улуса (Таттинский улус (района). В настоящее время сибирки практически не сохранились.  По имеющимся сведениям в Якутии сохранился только один экземпляр тюрьмы-сибирки, который находится в Черкехском музее.  Объект находится в 20 м к северо-востоку от Уолбинской часовни.  Памятник в архитектурном плане представляет собой соединение якутской постройки типа «юрта-балаган»  и срубного прируба в стиле русской избы.  Балаган в плане имеет прямоугольную форму (7,4 х3,0 м). Конструкция крыши – стоечно-балочная: 6 опорных столбов, обвязка их сверху балками (по контуру плана) и две поперечные балки. Настил бревенчатый, сверху засыпан слоем земли. Средняя часть крыши плоская,  а края (к восточной и западной стенам) имеют небольшой уклон. К восточной стене сделан срубный прируб, камера для заключенного с лавкой вдоль стены имеющий размеры в плане 2,2 х1,4 м. Стены основного помещения сделаны из бревен, поставленных стоймя к балочной обвязке. Пол в помещениях земляной. Высота помещения от пола до потолка 1,7 м (в камере) и 2,05 м – в центральной части помещения юрты. Снаружи стены юрты обмазаны слоем глины. В юрте четыре окна размером 32х28 см и одно – в помещении камеры (размером 25х20 см). Помещение юрты предназначалось для охранника. У южной стены (внутри юрты) – лавка шириной 63 см. Отопление в тюрьме отсутствует.

    Первоначально тюрьма -сибирка находилась в местности БулгунньахтаахЖулейского наслега, где в нач. XIX в. находилась управа Жулейского наслега.  Здание тюрьмы было разобрано и перевезено на территорию музея в июне 1977 года. 

 

9. Таттинская Николаевская  церковь  1912г. (деревянная).с. ЧеркехТаттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

Один из редких в Якутии памятников культовой деревянной архитектуры, представляющей собой наиболее распространенный в регионе (включая Забайкалье и Дальний Восток) тип пятиглавой церкви с ярусной колокольней рубежа XIX-XX веков.

В 1866 г. в Черкехе была построена деревянная однопрестольнаяЖоксогонская часовня. В 1875 г. она, после перестройки была освящена в Таттинскую Николаевскую церковь. В 1901 г. была заложена новое здание церкви , строительство, которой завершилось в 1912 г. Построенное в 1912 г. якутским мастером-плотником В.А.Луковцевым – МолодьуосУус здание церкви без перестроек сохранилось в настоящее время. Церковь находится на своем первоначальном месте и представляет собой один из основных экспонатов музея под открытым небом в с.Черкех. В то же время интерьер церкви использован для устройства в ней музейной экспозиции, которая отражает историю жизни и деятельности в условиях ссылки политссыльных трех поколений: декабристов, разночинцев, большевиков. В экспозиции имеются также материалы о культуре аборигенов до прихода русских на Лену, показывающие жизнь, быт и верования якутов. Здесь же экспонируются атрибуты шаманского культа, установлено жертвенное шаманское дерево – кэрэх, представлены старинный могильный лабаз, «арангас» - так называемое «воздушное захоронение». Данная экспозиция разобрана по письменной  просьбе Д.К. Сивцева-Суоруна-Омоллоона.

    Находится церковь на левом берегу р. Татты, в северной части музейно-этнографическогокомплекса, у самого края ограды. Занимает доминирующее положение в окружающей застройке села и музея. Хорошо воспринимается с дальних точек при подъезде к селу. Габариты церкви в плане составляют 26 х 9,5 м.В плане церковь представляет собой композицию с запада на восток из прямоугольных в плане – колокольни, трапезной, храма иапсиды (см. вкладыш 1,2). Стены деревянные, из лиственницы. Рубка углов «в лапу», диаметр бревен 26-40 см. В объемно-пространственной композиции доминируют почти кубический храмовый объем с пятиглавием и стройная трехъярусная колокольня. Одинаковую высоту имеют срубы храма и нижнего яруса колокольни (33 венца), а также апсиды и трапезной (26 венцов). Церковь поставлена на ленточном бутовом фундаменте. В пятиглавии завершения церкви доминирует мощный восьмигранник центрального барабана. Диагонально к нему на высоких (такой же формы), барабанах поставлены 4 небольших луковичных главки. Арочные проемы барабана являются ложными, так как храмовое пространство сруба на высоте 2/3 от пола имеет плоское перекрытие по балкам. Ряды балок в верхней трети сруба являются конструктивными элементами для срубного основания барабана (в крыше) и опорных столбов центральной и малых глав.

    Три яруса колокольни имеют квадратную в плане форму (6,8х6,8; 5,4х5,4; 4,2х4,2 м). Ярусы отделены друг от друга карнизами с резным подзором. На гранях среднего яруса над нижним карнизом сделаны треугольные фронтоны. Завершена колокольня луковичной формы куполом с небольшой главкой на граненой шейке. В стенах верхнего яруса колокольни сделаны звоны. По всему периметру яруса проемы обрамлены в верхней части поясом из арок (над проемами), связанных тягами. Срубы всех объемов церкви расчленены одинаковой формы оконными проемами, имеющими лучковое завершение. Окна обрамлены рамочными наличниками с фартуком и лобанью. Наличники окрашены белой краской.

    Высота колокольни (без верхней главки) 21 м; храмового объема (до основания креста центральной главы) – 16 м.

    У западного входа в церковь имеется мемориальная доска (алюминиевый сплав) 60х50 см, с отлитой надписью: «РСФСР Министерство культуры ЯАССР Таттинская Николаевская церковь 1912 год Памятник архитектуры охраняется государством».

    Перестройки и утраты – заделаны дверной проем северного портала и северное окно апсиды.

    В 1977-78 гг. восстановлены главы церкви и кресты, подвешены колокола, сделаны наличники на окнах. Работы выполнены бригадой местных жителей.  В 2010 году купола церкви покрыты листами нитрит-титана. Отремонтированы полы, крыша, окна. Построен изгородь по старой схеме(плану). Названные работы выполнены бригадами Кулаковского А.И. из с.Чычымах, Никифорова П.В. из с.Боробула и Жерготова Е.Е  под рук. Попова Н.Е.

 

10. Часовня  Уолбинская  из  местности  УолбаУолбинского  наслега  (XIX  в.)Таттинского  улуса. Республика  Саха  (Якутия).

        Находится в северной части этнографической зоны музея, в 50 м южнее от Николаевской церкви. Представляет собой срубную постройку из лиственницы(углы в лапу) размерами в плане 14х5,2 м. при  высоте колокольни (до макушки купола) 10 метров. В плане прямоугольной формы, состоит из трех частей: двухярусная колокольня (нижняя часть в плане 4х4 м; верх 2,9х2,9 м), храмовый  (плане 7,0х5,2 м) и апсида (4х3,3 м)(см. вкладыш 1). Сруб алтарной части – самый низки (15 венцов – 4,2 м), нижний ярус колокольни и храма имеют одинаковую высоту (20 венцов – 5,6 м). Верхний ярус колокольни состоит из 12 венцов (3,5 м), в нем по всем четырем стенам прорезаны звоны с полуциркульным завершением. Наверху колокольни – восьмигранный купол. В завершении храма – четырехгранный купол. Сруб апсиды покрыт двухскатной дощатой кровлей. Купола часовни напоминают своей формой юртообразные жилые постройки якутов. Все срубы имеют перекрытие по балкам (из плах) с земляной засыпкой сверху. В стенах довольно крупные по размерам оконные проемы (1,1х0,7 м) – два в апсиде и четыре – в храмовом объеме. Купола покрыты горизонтальными досками, напоминая чешуйчатое покрытие. У входа в часовню сделано крыльцо с двухскатным навесом на двух опорных столбах.

    В интерьере часовни представлена экспозиция культовой живописи якутских мастеров дореволюционного периода. Представлены работы художника И.В.Попова, уроженца с.Черкех, иконы, выполненные на холстах художником И.И.Сивцевым-Мытыйыкы. В иконостасе представлены отдельные фрагменты из иконостаса Предтеченской церкви в г.Якутске (не сохранилась), в том числе иконы XVIII-XIX веков русских мастеров. В левом углу – большая по размерам работа (резьба по дереву) «Распятие» якутского мастера.

    У входа в часовню прибита памятная доска 41х35 см из дюралюминия с отлитой надписью «РСФСР Министерство культуры ЯАССР Уолбинская часовня сер.19 в. Памятник архитектуры. Охраняется государством».

   Ранеечасовня находилась в м. УолбаУолбинского наслега Таттинского улуса и былаперевезена в 1979 году на территорию музея. По преданию, построена около 70-х годов XIX века на деньги богатого якута Кривошапкина Н.О. из Оймякона. Работы по разборке сруба и сборки его в музее была проведена бригадой ветеранов войны и труда из с.Ытык-Кюель Уварова Иннокентия Алексеевича и  силами работников промкомбината (рук. Предприятия  Неустроев А.В.)

 

11. Юрта-школа политического  ссыльного Ионова  Всеволода  Михайловича  (1887-1904 г.г.)с.БоробулЖохсогонского  наслега  Таттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

Ионов Всеволод Михайлович – народник, политический ссыльный этнограф и лингвист. Родился г. Астрахань в 1851 г., скончался 2.02.1922 г.  в г. Ленинграде. Родом из дворян. О раннем периоде жизни сведений не выявлено. В 1875 г., проживая в Москве, на средства одного из товарищей держал квартиру на ул. Садовой, где происходили собрания рабочих фабрик и заводов, распространялись антиправительственные листовки и сочинения. По приговору особого присутствия правительствующего сената был осужден к 5 годам каторжных работ с лишением всех прав состояния. Срок отбывал (с 10.09.1877 г.) в Белгородской каторжной тюрьме, в Мценске и на Каре. После отбытия каторги доставлен на поселение в Якутск (14.07.1883 г.). Вначале жил в Баягантайском улусе, где весной 1885 г. получил земельный надел, а в конце 1886 г. перевелся во 2-й Игидейский наслег того же улуса на надел политссыльных поляков Виташевского и  Костецкого. Занимался изучением юридического быта якутов. В мае 1893 г. добился разрешения на перевод в Ботурусский улус. В 1894-1897 гг. участник так называемой Сибиряковской экспедиции, а в 1904 г., проживая в Якутске, уже после освобождения от полицейского надзор, принимал участие в Аяно-ельканской  экспедиции инженера В.Е. Попова. В правах восстановлен в 1895 г. До 1911 г. проживал в Якутске, где содержал частную нелегальную школу. В 1911 г. выехал в Петербург.

Проживая в Ботурусском улусе, организовал в своей юрте школу-интернат, в котором обучились дети якутов из окрестных поселений. Школа находилась недалеко от с. Ытык-Кель. При школе существовал небольшое общежитие для детей. В выходные дни, праздники и каникулы, когда школьники разъезжались по домам, В.М. Ионов занимался научными делами – изучением этнографии и языка якутов. Часто к нему приезжали политссыльные Э.К. Пекарский, В.Ф. Трощанский, грамотные якуты Е.И. Николаев, К.Г. Оросин, С. Сенькин. Во время этих встреч устраивались своеобразные лингвистические конференции с чаепитием. Большую помощь оказал В.М. Ионов своему товарищу по ссылке, Э.К. Пекарскому, в составлении его огромного научного труда – 13 выпусков «Словаря якутского языка», а также составил рукописный иллюстрированный букварь, которым пользовался при обучении якутских детей грамоте.

Здании школы-юрты перевезено на территорию музея в 1978-1979 гг. из местности БоробулЖехсогонского  наслега Ботурсского улуса (ныне Алексеевский район). Восстановлено рабочими отделения совхоза «Комунизм» (руководитель работ М.Е. Мамин).  Здание школы-юрты находится в 180 м к юго-востоку от Николаевской церкви. Представляет собой традиционную якутскую постройку типа «балаган» вытянутой прямоугольной формы (в плане 11,5х5,5 м)(см. вкладыш 1). Стены из наклонно поставленных бревен (диаметр 12-18 см), снаружи обмазанных слоем глины. Перекрытие – бревенчатый настил по балкам. Высота юрты от пола до потолка 245 см (в средней части юрты) и 180 см (по краем). В центральной зоне юрты - дощатая перегородка (2,5х3,5 м), в которой находился рабочий кабинет В.М. Ионова и спальное место. В правой, от входа, зоне юрты – длинный деревянный стол скамьями и классная доска. Размер стола 3,8х0,7 м. В левой части юрты – хозяйственная зона – печь и камелек отремонтированы  печником Кладкиным А.Е., столовая, по стенам – лавки-ороны.

Слева от входа в юрту – мемориальная доска (39х30 см, светло-серый мрамор) с надписью в технике врезки: «В этой юрте открыл школу с 1897 по 1903 г. ссыльный народник этнограф, лингвист Всеволод Михайлович Ионов. 1851-1922. Юрта перевезена с местностиБоробул». Буквы окрашены бронзовой краской.

 

 

12.Восьмигранная бревенчатая ураса (деревянная), 1867 г.- масураьа  из м. Куруйа или УлаханСайылыкЖохсогонского наслега  Таттинского  улуса, Республики Саха (Якутия).

Одним из традиционных жилищ якутов, наряду с юртами были многоугольные деревянные срубные юрты (ампаардьиэ), которые были сезонным летним жилищем якутов, распространенные в Якутии в  XVIII-XX веках. Старинные  многогранные срубные дома  имели в плане округлую форму, схожую формой юрты кочевых степных народов.

      Юрта-урасадеревянная находится на правом берегу р. Татта, в этнографической зоне музея между остатками каркаса якутской берестяной урасой (XIX в.) и юртой-олонхо. Представляет собой срубную восьмигранную в плане постройку из лиственничных бревен (см. вкладыш 1). Внутренние стены юрты стесаны топорами и имеют вид плах, а  наружные стены круглые, не обтесанные.  Углы юрты рублены с остатком.  Стены юрты (8 срубных пролетов) имеют равную длину по 3, 78 м. и за счет этого образуется форма правильного восьмиугольника  Все восемь стен сруба постепенно сужаются кверху, следствии чего юрта приобретает пирамидальность. По периметру юрты сделаны ороны – деревянные лавки для сидения и сна.  Внутреннее пространство юрты разделены дощатыми перегородками на три части. Перегородки юрты в общей жилой её части представлены горизонтально сложенными тесаными плахами, а их верхняя часть с уровня дверей перегородки оставлена свободной и украшена     1 рядом дощечек выпиленных в форме стилизированных человеческих фигур. Между разделенными перегородками частями (зонами) юрты имеются навесные двери. В центре юрты имеются 4 столба, между которыми расположен очаг, которым отапливалась юрта.  Эти столбы являются опорами для 4 балок-перекрытий юрты, длина которых составляет 7,5 – 8 метров.  Над очагом юрты имеется сквозное отверстие в виде восьмиугольника. В противоположном от двери углу юрты расположено отделенное глухой перегородкой помещение (хаппахча), где в якутских юртах обычно живут взрослые дочери хозяев. Юрта имеет три окна с колодой и застекленными рамами.  Одно окно расположено  в ближней стене с право от двери юрты и имеет ширину 0,7 при высоте 0,7 м.          Второе окно расположено слева от двери во втором стенном пролете, но имеет большие размеры ширина его  составляет 1,1 м., а высота 0,7 м.   Третье окно расположено с стене отгороженного помещения юрты (хаппахча) напротив входной двери юрты и по размерам равна первому окну.                

По данным краеведа Андросова Е.Д юрта-ураса была построена в 1867 г. в местности Куурай (или УлаханСайылык), но  в 1977 г. перевезена и восстановлена в Черкехском музее коллективом Алексеевского промкомбината(директор  И.И. Бурнашев).

      В юрте экспонируются предметы быта характерные для якутов в XIX в. включая традиционные якутские деревянные чороны (сосуды для питья кумыса и напитков), берестяные туески, деревянные миски, плетеную корзину, металлические котлы, железная подставка для выпекания якутских лепешек,  самовар,  деревянный стол изготовленный якутскими мастерами, кожаные сосуды для хранения напитков и другой пищи.

 

13.Юрта якутского Эпоса-Олонхо( Олонхо бала5ана) конца XVIII в.  Павлова  Алексея  Васильевича из  Жулейского  наслега.Таттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

Зимняя юрта (балаган) принадлежала якуту среднего достатка Алексею Васильевичу Павлову – СынгаахаСуох.   По преданию,хозяин Павлов подбирал для своей юрты особо крупные лиственницы со всего округа (Жулейский, Игидейский наслега Таттинского улуса, Арылахский наслег Чурапчинского улуса).В строительстве юрты участвовали  местные мастера Семен Дьяконов (Уран) из Чурапчи и Никифоров (Кыласаауус) из Игидейского наслега. Балаган является традиционным типом жилищ якутов. Конструкция этого балагана отличается от других балаганов тем, что вместо угловых опорных столбов устроены опоры из срубовых стесанных бревен «в лапу» углом внутри балагана, а концевые остатки угловых срубов выходят наружу. Верхние балки, образующие четырехугольную раму, состоят из двух толстых стесанных в брус венцов. Между срубными углами поставлены брусовые в сечении промежуточные столбы, поддерживающие верхние венцы. Нижние сдвоенные венцы, на которых опираются эти столбы, по периметру балагана выполняют роль для устройства нар (оронов), состоящих из стесанных плах, наглухо закрепленных  между столбами и опорными углами. Стены балагана, состоящие из гладко обструганных  плах, наклонные. Потолок покрыт обструганными плахами и над ними толстым слоем земли. Балаган имеет два входа. Над входной дверью южного фасада устроен двухскатный навес. Второй входной проем, по всей видимостью, вел в пристройку (хотон), где содержался рогатый скот. Этот пристрой при переносе или во время эксплуатации в советское время, когда велась работа по отделению хотона от жилья, был утрачен. Вместо этого появился пристрой для хранения продуктов животноводства, используемый в настоящее время для показа сюжетов Олонхо. Стены восточного и северного фасадов расчленены тремя небольшими окнами (тюннюк), где раньше зимой вставлялись тонкие льдины. Западный фасад балагана глухой. Балаган разделен на две части: спальня (хаппахчы) и общий зал, включающий кухню, там же имеется незатейливая мебель и кухонная утварь. Спальня занимает угловое положение и устроена из сруба с отдельным входом. Пол балагана обычно был земляным, но в этом балагане он состоит из толстых обструганных досок. По левую сторону от входа находится якутский камелек – своеобразная глинобитная печка восстановленная печником Кладкиным А.Е.

         Юрта была перевезена из Жулейского наслега Ботурусского улуса и восстановлена в июне 1978 – 1979 гг. работниками Алексеевского РК КПСС, РК ВЛКСМ В.Е.Кузьминым, С.С. Гермогеновым, работниками РСУ с.Ытык-Кель, жителем с.Туора-Кель И.В Туласыновым и  рабочими отделения с.Черкех Алексеевского, ныне Таттинского района В.К.Ушницким, В.Г.Вырдылиным, Д.М.Дорофеевым. Руководитель работ – народный писатель Якутии Д.К.Сивцев, который использовал балаган в музейных целях для проведения в этой юрте (балагане) самодеятельного театра по прослушиванию якутского героического эпоса – Олонхо от сказителей. Якутский народ на протяжении всей своей истории создавал разнообразные произведения фольклора, в том числе народные песни, сказки, исторические предания, представляющие собой своеобразную устную летопись минувшего, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки. Широкое распространение получил богатырский эпос – олонхо, признанное ЮНЕСКО нематериальным шедевром человечества.В этой юрте проведено в 1981 г. Зимой, выездное заседание Министерства культуры ЯАССР  министром культуры ЯАССР Е.Н.Васильевым с участием министра культуры РСФСР Мелентьевым Ю.С. и народным писателем Якутии Д.К. Сивцевым-СуорунымОмоллооном, по вопросам принятия Черкехского музейного комплекса в государственную собственность.

 

14Дом  родового  управления  переданного  семье  политического  ссыльного   Эдуарда  Карловича  Пекарского из  м. ДэлбэрийбитИгидейского  наслега Таттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

Пекарский Э.К. в 1881–1905г.г., находясь в ссылке, жил и работал в рассматриваемой  юрте по составлению якутско-русского словаря.  Он родился в 1858 г. в Минской губернии. В 1879 г. за участие в студенческих волнениях Харьковского ветеринарного института исключен из института. В 1881 г. осужден на поселение в Сибирь с лишением всех прав и состояния. Ссылку провел в Игидейском наслеге Ботурусского улуса в местности Дьиэрэннээх. Здесь же занялся составлением словаря якутского языка. В 1894–1896 гг. принял участие в Сибиряковской экспедиции ВСОРГО, положившей началу им сбора фольклорных, этнографических и языковых материалов. В 1912 г. за составление якутского словаря и издание книг «Образцы якутского устного творчества» Пекарский был награжден большой Золотой медалью ИРГО.

В 1905 г. Э.К.Пекарский по настоянию ученых-востоковедов был освобожден от ссылки и поступил на работу в Академию наук России. В 1927 г. за создание монументального Словаря якутского языка и был избран членом-корреспондентом АН СССР. Научные заслуги ПекарскогоЭ.К. общепризнанны. Он был избран в 1931 г. почетным академиком АН СССР, являлся членом свыше десяти отечественных и зарубежных научно-исследовательских учреждений и краеведческих обществ. Умер в 1934 г. Э.К.Пекарский вошел в историю отечественной и мировой тюркологии как создатель «Словаря якутского языка», содержащего около 38 тысяч заглавных слов.

      Юртасо встроенным срубным домом, где жил в ссылке Пекарский Э.К. была построена в  конце XIX в.   Она состоит из двух совмещенных помещений: якутского балагана (юрты) и срубного дома. При восстановлении сгнившие стены входного прируба и окладные бревна юрты и срубного дома были заменены на новые. Юрта по площади (6,1 х 5,8 м) превосходит срубный дом (4,4 х 4,3 м) (см. вкладыш 1). Юрта построена в традициях якутской национальной архитектуры – с наклонными внутрь стенами из круглых обтесанных бревен, закопанных нижними концами в землю. Углы юрты сработаны «в лапу» во внутрь помещения. Концы углов выступают за наружные стены юрты. Вход с прирубом в виде сени организован с южного фасада. Юрта имеет  6 небольших окон без наличников. Внутреннее помещение юрты разделено перегородкой. Пол юрты составлен из плотно пригнанных обструганных досок, которых при Пекарском юрта не имела. Бревна, составлявшие стены юрты, в связи с ветхостью заменены новыми. Глинобитые, обмазаны слоем серой глины камельки в юрте и срубном доме отремонтированы печником Кладкиным А.Е. Наружные стены по периметру юрты обмазаны толстым слоем глины. Крыша юрты выпуклая, земляная, без кровли, покрыта листовым железом. Состояние юрты удовлетворительное. Проводится текущий поддерживающий ремонт. Вход, ведущий в пристроенный к балагану (юрте) срубный дом внутренний, из юрты. Дом срублен из крупных круглых бревен, состоит из 10 венцов, углы «в лапу». Небольшая перегородка образует темный без окон чулан. В южном фасаде дома 1, в северном 2 небольших окна без наличников и ставней. Без кровли, крыша земляная, покрыта листовым железом. Состояние срубного дома удовлетворительное, проводится текущий поддерживающий ремонт.  Юрта с пристроенным срубным домом имеет плоскую грунтово-деревянную крышу без кровли. Юрта представляет историко-этнографическую ценность как характерный архитектурный тип построек распространенный в конце ХІХ – начале ХХв.в. свидетельствующий о влиянии культуры русского населения на материальную культуру якутского народа.

На отдельно стоящей перед фасадом юрты столбе прикреплена гранитная плита с надписью: «В этой юрте с 1881 по 1899 гг. политссыльный, крупнейший якутовед, почетный академик АН СССР Эдуард Карлович Пекарский (1858-1934). Юрта перевезена с местности Джеряннях». Юрта датирована концом ХІХ в. Перевезен из м. ДьиэрэннээхИгидейского наслега Таттинского улуса и восстановлен в августе 1977 - июне 1978 гг. рабочими отделения Дэбдиргэ совхоза «Таттинский». Работы по восстановлению проводил мастер С.Иевлев. При переносе объекта на старом месте остались окладные венцы срубного дома, а также пришедшие в ветхость столбы юрты. Вход с навесом сделан из нового материала.  Пол юрты составлен из плотно пригнанных обструганных досок, которых при Пекарском юрта не имела. Круглые бревна, составлявшие стены юрты, в связи с ветхостью заменены новыми. Печи якутского камелька в юрте и срубном доме новые, глинобитные. Наружные стены по периметру юрты обмазаны толстым слоем глины. Крыша юрты и срубного дома для сохранности от влаги покрыта листовым железом.

 

15.Якутская  семигранная  поварня  с  амбаром  конца XIX  в. из  м. Ханньас  Октябрьского  наслега  Таттинского  улуса. Республика  Саха (Якутия).

Одним из традиционных жилищ якутов, наряду с балаганами были многогранные деревянные строения (Бабаарына), которые были сезонным летним жилищем якутов, распространенные в Якутии в  XVIII-XX веках. Старинные  многогранные строения(масураьа)имели коническую форму, схожую с конической формой юрты кочевых степных народов.  Достигалось это с помощью суживания верхней части сруба,  придавая тем самым строениюконическую форму. Но рассматриваемая семигранная юрта имеет прямые стены сруба,  в виду того, что относится к более позднему периоду, когда под влиянием деревянных построек русских мастеров произошли изменения в архитектуре якутских традиционных жилищ.    Юрта находится на правом берегу  этнографической зоны  музея, между юртой-олонхо и поварней. Представляет собой срубную, соединенную общей стеной с квадратным в плане хотоном (хлев для скота). Диаметр бревен 16-18 см, углы рублены с остатком (см. вкладыш 1). Крыша плоская, дерево-земляная (бревенчатый накат с земляной засыпкой). В четырех стенах юрты прорублено по одному окну (35х32 см). Входной проем 115х72 см. Пол земляной. Высота от пола до потолка 2,2 м. Длина стен юрты (между углами) составляет от 2,6 до 2,9 метра. По четырем стенам юрты (налево от входа) сделаны лавки-ороны шириной 60-85 см. Справа от входа, в общем углу двух срубов, камелек  круглой в плане формы, сделанной из жердей, обмазанных слоем глины, отремонтирован мастером-печником Кладкиным А.Е. Слева от входа мемориальная доска (дюралюминий, 40х34 см) с отлитой надписью: «РСФСР Министерство культуры ЯАССР Семигранная летняя изба. Памятник архитектуры. Охраняется государством». В настоящее время в республике Саха (Якутия) сохранились лишь редкие образцы многогранных деревянных якутских юрт.

    Поварня (бабаарына) с амбаром  находилась в местности ТуулээхалааьаХаннясского наслега, в 8 км от с.Черкех. Перевезена в музей и восстановлена в 1977-78 гг.

    В первой четверти ХХ века юрта принадлежала председателю ревкома III-го Жехсогонского наслега Кириллу Аянитову, расстрелянному белобандитами (повстанцами) в 1921 году. Музею юрта подарена его внуком, охотником совхоза «Таттинский» И.Т.Новгородовым.

 

16.

 

Ньургун Боотур
Ньургун Боотур
О5о куйуурдуу турара
О5о куйуурдуу турара

4.  "Исконно якутский уклад жизни - илюстрированный толковый словарь". Барахова Марианна Егоровна.

В настоящее время идет рост национального самосознания, который выражается в постановке вопроса о вощраждении традиционных занятий в экономике, социальной сфере и культуре, в объективном освещении исторической правды и в нравственном воспитании подрастающего поколения.
Как и любой другой народ, народ саха, приобщаясь к другой культуре и развивая свою культуру может поднять материальную и духовную культуру. А духовная культура подразумевает такие понятия, как изучение истории своего народа, знание родного языка, быта, богатого культурного наследия. В связи с этим становится актуальным для подрастающего роколения знание этнографии своего народа, его забытое прошлое.
Ведь не секрет, что начинают забываться наименования якутской утвари,одежды, наш словарный запас заметно обеднел. Какую одежду носили наши предки, как она выглядела, как ее украшали, какими инструментами пользовались, в каких домах жили  и многое другое - все это теперь мы можем увидеть только в музеях, а некоторые вещи только в других музеях мира. 
Поэтому , за возвращение утративших актуальность слов собран материал .В этом может помочь только иллюстрированный словарь.
Словарь будет интересен учащимся, детям, родителям, воспитателям и всем , кто интересуется историей своего народа.

Черкехский историко-мемориальный музей. Республика Саха (Якутия). Таттинский улус. с. Черкех.

ул. Ойунского 92/5

тел. 8-411-52-25-522

факс: 8-411-52-25-522

e-mail: www. museum.cherkeh1977@mail.ru